Спектакль прошел всего 9 раз.
Сезон 1922/1923 гг. - 7 раз
Сезон 1923/1924 гг. - 2 раза
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки от 27 сентября 2022 г.:
«27 сентября 1922 года на сцене Петроградского драматического театра состоялось возобновление спектакля в постановке В. Э. Мейерхольда «Смерть Тарелкина» («Веселые Расплюевские дни»). Эта комедия — заключительная часть трилогии А. В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего».
Еще в 1917 году Всеволод Эмильевич поставил все части трилогии с художником Б.А. Альмедингеном в Александринском театре. Премьера «Смерти Тарелкина» состоялась в канун революции 23 октября и, по воспоминаниям Б.А. Горин-Горяйнова, спектакль «оказался необычайно злободневным» и имел «ошеломляющий успех».
Спустя пять лет было принято решение о его возобновлении. К этому моменту Мейерхольд уже работал в Москве, где, кстати сказать, он снова обратился к пьесе «Смерть Тарелкина». Премьера прошла 22 ноября 1922 года в ГосТиМе.
В Петрограде режиссером возобновления стал Н.В. Петров. Художником Б.А. Альмедингеном были созданы новые декорации.
В периодических изданиях тех лет, несмотря на то, что спектакль в целом получился ярким, с участием замечательных артистов театра, было мало рецензий. Роль Тарелкина, как и в 1917 году, исполнял Б.А. Горин-Горяйнов, Варравина — Я.О. Малютин, К.Н. Яковлев выходил на сцену в уже хорошо знакомой ему роли Расплюева, частного пристава Оха играл А.С. Любош, Маврушу — Е.П. Корчагина-Александровская, Брандахлыстову — А.А. Чижевская, Попугайчикова — Н.П. Шаповаленко.
Однако, «Смерть Тарелкина» не встретила ни отрицательных, ни хвалебных откликов.
По мнению Н. Н. Розенталя, зрители не поняли постановки. «Что же это, — не то комедия, не то драма? Не разберешь!», — услышал рецензент после спектакля. «На сцене исполнялась жуткая трагедия-гротеск; стройным сочетанием элементов театрального искусства, — замечательного текста, сильной игры актеров и выразительных, чисто-инфернальных декораций, — была художественно воссоздана кошмарная атмосфера невыносимой дореформенной жизни… А публика воображала, что смотрит фарс и самым беззаботным смехом реагировала на все картины гнетущего произвола и бесправия».*
В другой заметке, посвященной премьере спектакля, неизвестный автор назвал «Смерть Тарелкина» «пьесой будущего», указывая на то, что «ее еще не восприняли наши театры, как она того заслуживает. Еще не выработан тот канон гротеска, с каким надлежит ее играть».
Читать далее