Вернуться
Любош Александр Семёнович, артист
Любош Александр Семёнович, артист
Персоналия
Любош Александр Семёнович
Годы жизни
23(11).04.1880, Одесса - 21.12.1954, Ленинград, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист Грузинской ССР (1933)
Период работы в театре
1918 — 1924, 1933 — 1954
Биография
Другое написание фамилии Любошиц. Награжден орденом «Знак почета» (1939). Сын журналиста, писателя, театр. критика С.Б. Любоша, публиковавшего статьи под псевдонимами «Джон Браунинг», «Андрей Колосов» и др., автора книги «Последние Романовы». Не получив специального театрального образования, начинал артистический путь в любительских коллективах. На профессиональной сцене дебютировал в 1903 в Театре Корша. Принятый на амплуа второго любовника, играл Незнамова («Без вины виноватые»), Молчалина («Горе от ума»). В 1905–1907 работал в Театре В.Ф. Комиссаржевской, был ее партнером в «Бесприданнице» (Паратов), «Кукольном доме» (Гельмер), «Дикарке» (Мальков). В 1903–1912 вел кочевую жизнь провинциального актера, переиграв за 10 лет множество самых разнообразных ролей: в трагедиях Шекспира (Гамлет, Отелло, Яго), в мелодраме Дюма «Кин, или Гений и беспутство» (Кин), в комедиях Гоголя «Женитьба» (Кочкарев) и Островского «Женитьба Белугина» (Андрей Белугин). В драмах Лермонтова, Шиллера, в водевилях Лабиша. В 1915–1916 — актер Воронежской труппы антрепренера В.И. Никулина. Председатель Воронежского отделения императорского Русского театрального общества (1915). В АТ пришел опытным профессионалом, со сложившейся репутацией умного интеллигентного актера и занял прочное положение в труппе. Был плотно занят в репертуаре АТ, играл в премьерах: «Мещане» (Нил), «На дне» (Актер), «Идиот» (Рогожин), «Мещанин во дворянстве» (учитель фехтования), «Канцлер и слесарь» (граф Леофон Турау), активно вводился в старые постановки — «Ревизор» (почтмейстер Шпекин), «Горе от ума» (Платон Михайлович), «Царь Федор Иоаннович» (князь Мстиславский), «Каширская старина» (Василий). В 1920 несколько раз сыграл Арбенина в «Маскараде». С 1933, вернувшись в АТ после почти 7-летнего отсутствия (работал режиссером и актером в театрах Тбилиси), Любош перешел на характерные роли: Осип и Земляника («Ревизор»), Вышневский («Доходное место»), Буйносов («Петр I»), генерал Тотлебен («Суворов»), капитан Асебедо («Ночь в Толедо»), князь Шуйский («Борис Годунов»), Хаустон («Голос Америки»), Серебряков («Дядя Ваня»), Жуковский («Лермонтов»). Любош написал пьесы «Дым» (по Тургеневу), «Прометей», «Обращение ангела». Был автором театральных миниатюр и статей. Снимался в фильмах: «Комедиантка» (1923), «За власть Советов!» (1923), «Дворец и крепость» (1923), «Замаллу» (1929). Соч.: Поборник гл. мысли // РиТ. 1934. № 32. С. 7; Артист и человек // РиТ. 1937. № 11. С. 62. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Программы АТ. Арх.: АТ (Личная учетная карточка А.С. Любоша; Мемуарно-биографическая справка А. Любоша). Миронова, В. Любош А.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 431.