Персоналии
Малютин (Итин) Яков Осипович, артист
Малютин (Итин) Яков Осипович, артист
Персоналия
Малютин (Итин) Яков Осипович
Годы жизни
22.04(04.05).1886, ст. Лозовая - 30.10.1964, Ленинград, похоронен на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Звание
Народный артист РСФСР (1947)
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Итин. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1957). Мл. брат — Александр Осипович Итин, актер АТ, затем БДТ. Учился экстерном в гимназии Луганска. Отец Малютина принадлежал к местной интеллигенции, был «старшиной» клуба («общественного собрания»), в котором выступали все приезжие гастролеры, что способствовало раннему приобщению Малютина к театральному искусству. Страсть к лицедейству обнаружилась в Малютине еще в гимназические годы. В 1907 Малютин, обладая хорошими вокальными данными, поступил в Петербургскую консерваторию по классу С.И. Габеля, где посещал и занятия по драматическому искусству. В 1911, будучи студентом консерватории, Малютин по конкурсу был зачислен в штат «сотрудников» АТ, набранных для участия в массовых сценах вместо прежних случайных статистов. В дальнейшем из «сотрудников» предполагалось создать студию АТ п/р А.Н. Лаврентьева по образцу студий МХТ. Вскоре Малютину стали доверять и отдельные выходные роли (например, роль Командора в «Дон Жуане»), а Ю.М. Юрьев предложил ему поступить в свой класс в Театральное училище. Малютин принял предложение и в 1912 поступил на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища по классу Юрьева, которые окончил в 1915, сразу став актером труппы АТ на амплуа характерного резонера (см.: Малютин Я.О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 129). В 1918 в Театре Трагедии Юрьева на арене цирка Чинизелли в сп. «Макбет» Малютин играл Макдуфа. Обладая отличными природными данными, музыкальный и пластичный, Малютин унаследовал от своего учителя Юрьева тягу к образам романтической драмы и несколько декоративную манеру их исполнения (Джанеттино Дориа в «Заговоре Фиеско», де Сильва в «Уриэле Акосте» и др.). О подобных ролях Малютина С.Л. Цимбал писал: «Он открыто шел навстречу присущей им декламационной патетике и словесной картинности; он воплощал их, строго сообразуясь с требованиями авторского речевого рисунка, с интонационными возможностями, заключенными в стихотворных монологах и диалогах» (О книге и ее авторе // Малютин Я.О. Актеры моего поколения. С. 12). В ряду «важнейших черт актерской индивидуальности» Малютина Цимбал называл «стремление актера к внутренней законченности характеристик и скрупулезной музыкально-ритмической разработке ролей» (Там же. С. 11). Чуткое отношение к авт. стилю, техническая оснащенность игры, стремление к открытой театральности позволяли Малютину исполнять разноплановые, разнохарактерные роли, вплоть до комических и сатирических, где актеру удавалось «слияние сатирической условности образа с реалистической его достоверностью» (Там же). Завершенность и «отделанность» любимых ролей способствовали сохранению их в репертуаре Малютина многие годы и даже десятилетия при очередных возобновлениях и новых постановках пьес. Так, роль Скалозуба в «Горе от ума», впервые сыгранная Малютиным в АТ в 1916, оставалась «его» ролью при всех последующих постановках грибоедовской комедии. Президента фон Вальтера в «Коварстве и любви» Малютин играл с первых своих сезонов в АТ на протяжении более 40 лет. «Сквозной» ролью театральной карьеры Малютина был и его Шейлок в «Венецианском купце». Неизвестного в «Маскараде» Малютин играл почти во всех редакциях знаменитого мейерхольдовского спектакля вплоть до его концертного исполнения в 1940-е. В разное время в различных сценических версиях пьес играл он Дудукина («Без вины виноватые»), Шуйского («Царь Федор Иоаннович»), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор»), Большова («Свои люди — сочтемся!»), Юсова («Доходное место»), Пимена («Борис Годунов»), Петра («Петр I»). Начиная с 1920-х Малютин часто играл в современных советских пьесах: Фауст («Фауст и город»), Магара («Виринея»), портной Бергман («Конец Криворыльска»), Кедров («Шахтер»), Самарин («Высоты»), Скрып («Ярость»), Черва-Козырь («Диктатура»), Бородин («Страх»), Вершинин («Бронепоезд»), Пугачев («Пугачевщина»), Вильгельм Кетвиг («Суд»), Ленчицкий-сын («Бойцы»). После революции весьма востребованными оказались комические и сатирические грани дарования Малютина. Острота и яркость характеристик отличали его Акилу («Изгнание блудного беса») и господина Компаса («Делец»), сыгранного актером в новаторском «плакатном стиле» (Гвоздев А. Театр. критика. Л., 1987. С. 101). Критики отмечали в игре Малютина единство индивидуального и типического. К лучшим его ролям можно отнести пристава Оха, а позднее Варравина из «Смерти Тарелкина» (в ред. Мейерхольда — «Веселые расплюевские дни»), Гарабурду и Битяговского в «Смерти Иоанна Грозного», Лопахина в «Вишневом саде», Рогожина в «Идиоте», Хельмера в «Кукольном доме», Тетерева в «Мещанах», Курослепова в «Горячем сердце», Фурначева в «Смерти Пазухина», Редкозубова в «Варварах», Абрезкова в «Живом трупе», Николая I в драме «Лермонтов», Дорна в «Чайке». Диапазон доступных Малютину образов, включавший и «характерные» и «бытовые» роли, был чрезвычайно широк, и, как писал С.Л. Цимбал, «в каждой из них он искал их театральную, изобразительную первооснову» (О книге и ее авторе // Малютин Я.О. Актеры моего поколения. С. 12). Театральная укрупненность была характерна для его исполнения Дикого в «Грозе», Крутицкого, позднее Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты». Ролью Малютина, сочетавшей в себе и реалистическую достоверность, и сатирическую остроту, и психологическую объективность, стала роль Серебрякова в «Дяде Ване» (1946). «На грани смешного и страшного играет Серебрякова Малютин, счастливо минуя опасности и соблазны комедийного преувеличения». (Театр. 1946. № 3–4. С. 38. — С. Цимбал). Другой любимой ролью Малютина была роль Несчастливцева в «Лесе», которую он сыграл в АТ более 500 раз, в разное время выступая в различных сценических версиях комедии, в т. ч. и в знаменитой пост. В.П. Кожича (1936), где он дублировал своего учителя Юрьева. Одним из последних значительных образов Малютина стал его академик Моргунов в сп. «Все остается людям» (1959). Всего в АТ Малютин сыграл более 300 ролей. С 1923 снимался в кино. Соч.: Малютин Я. О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Яков Осипович Малютин: (К 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности) // Ленингр. театры. 1956. 15–22 мая. С. 6–8; 50 лет на сцене: (К 75-летию со дня рождения и 50-летию сц. деятельности Я.О. Малютина) // Театр. Ленинград. 1961. № 19. С. 5; Страницы памяти о Я.О. Малютине // Малютин Я. О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 119–144. Кириллов, А. Малютин (Итин) Я.О. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 445-446.