Вернуться
"Ассамблея", Гнедич П.П., Долинов А.И., 26.11.1912
"Ассамблея", Гнедич П.П., Долинов А.И., 26.11.1912
Название спектакля
"Ассамблея"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 4 действиях, 5 картинах
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис вторых артистов русской драматической труппы
История создания
Спектакль прошел 45 раз: Сезон 1912/1913 гг. - 29 раз Сезон 1913/1914 гг. - 10 раз (02.02.1914 - сп. в пользу недостаточных слушателей и слушательниц драматических курсов при ИМПЕРАТОРСКОМ СПб. Театральном Училище) Сезон 1914/1915 гг. - 2 раза Сезон 1916/1917 гг. - 4 раза «Театральный календарь» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки: 26 ноября 1912 года на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии П. П. Гнедича «Ассамблея». Режиссером выступил А. И. Долинов, художником-постановщиком — П. Б. Ламбин, художником по костюмам – Л. М. Браиловский, для которого это был первый опыт работы в Александринском театре. Хотя до 1917 г. образ царя-реформатора, как и всех лиц царствующего дома Романовых, выводить на сцену воспрещалось и почти о каждом подобном случае делался особый доклад государю, даже если речь шла о монархе допетровской Руси, драматурги не могли обойти стороной столь значимую для русской истории личность. Ходатайствуя о разрешении постановки комедии, директор Императорских театров В. А. Теляковский писал: «В пьесе Гнедича великий царь изображен реформатором нравов и администратором, борющимся с злоупотреблениями призванных к деятельности, как бояр, так и других деятелей. Эта борьба с хищениями выливается в форму первой Сенаторской ревизии и обрисовывает великого царя строгим хозяином и добрым отцом своих подданных, не распространяющего своего гнева на родных провинившегося деятеля, участливо относящегося ко всем лицам, могущим быть полезным Отечеству… В пьесе отмечается та простота обращения, которую царь позволял окружающим его боярам в ассамблеях, в гостях и вообще в беседах с лицами способствовавшими его деятельности, или с такими, у которых он мог осведомиться об исполнении его приказаний… Произведение Гнедича соответствует требованиям исторической правды и император Петр Великий изображен горячо любящим Родину, для пользы которой он входит во все мелочи налаживающегося строительства страны, посвящает все свои помыслы счастью России».* Высочайшее дозволение было получено. Сюжет пьесы «Ассамблея» основывался на истории влюбленных, которым препятствовали старики родители, но вмешательство Петра I привело к ожидаемой свадьбе. Привлекали картинки быта Петровской эпохи. В спектакле было занят звездный состав актеров. Жанровая комедия из петровской эпохи с легкими ситуациями — пользовалась громадным успехом, выдержав в первом же сезоне 29 представлений. Далекий от постановки современных проблем, Гнедич хорошо чувствовал сцену и делал упор не на психологию и взаимоотношения лиц, а на окружавшую их обстановку. Поэтому в его исторических пьесах большую роль играл художник. Декорации и костюмы "Ассамблеи", созданные по рисункам художника Л. М. Браиловского, привлекали живописным подбором красок. Особенно интересен был последний акт, изображавший ассамблею. Режиссер А. И. Долинов и художник создали многолюдную красочную сцену». Театральный критик А. Р. Кугель писал: «То, что обеспечивает пьесе г. Гнедича успех, это, разумеется, не ее психологическая правда, даже не столько исторический интерес ее, и не техническое совершенство ее ведения – наоборот, приемы, формы, интрига – все это довольно примитивно и очень нарочно – ее успех объясняется приятностью пьесы, дающей все время чувство полного благополучия» (Homo novus Заметки // Театр и искусство. 1912. № 49. С. 971-974) http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/5594-teatr-i-iskusstv.. «Г-н Уралов по фигуре, строению головы, скульптуре тела (ручные мускулы), дополненным изумительно прекрасным гримом, дающим полное представление о физиономии Петра Великого по лучшим его портретам, своей художественно выдержанной игрой — манерой речи, разнообразными интонациями голоса, жестами, движениями, мимикой — дал такого сценического Петра Великого, из-за которого стоит посмотреть "Ассамблею"», — восхищался театральный обозреватель Н. А. Россовский.* Особое место в жизни Петра I занимали праздники, маскарады, пиры, увеселения, фейерверки и ассамблеи, которые продолжались иногда несколько дней. Не удивительно, что кульминацией пьесы и самым зрелищным, по отзывам современников, был последний акт, где была изображена сама петровская ассамблея, и на сцену выходили почти все актеры.» См. также о спектакле в статье: Обзор сезона 1912-1913 гг. С.- Петербург. Александринский театр // Ежегодник Императорских театров. 1913. Вып. 4. С. 99-119 http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/3255-ezhegodnik-imper.. В фонде Театральной библиотеки хранятся подлинные эскизы мужских и женских костюмов работы художника Л. М. Браиловского».