Настоящая фамилия Котляр. Отец актера М.А. Долинова.
Не получил специального образования. Из 2-й и 3-й одесских гимназий был вынужден уйти из-за участия в любительских спектаклях, не разрешенного гимназическим начальством. Затем учился в Херсонской гимназии. В 1884, будучи гимназистом, на одесских гастролях М.Т. Иванова-Козельского стал статистом, не только работал бесплатно, но еще и сам платил за костюмы. Первые уроки актерского искусства брал у В.Н. Андреева-Бурлака. В 1885 поступил в Одесскую антрепризу О. Ильиной, с 1886 по 1888 в антрепризе К.Г. Лелева-Вучетича в Одессе, Кишиневе, Елизаветграде.
В 1889 на гастролях товарищества Н.Н. Соловцова с участием В.Н. Давыдова не хватило артистов для представления «Ревизора». Долинов сыграл Бобчинского. Это было его первое знакомство с александринским премьером и, что тоже немаловажно, с крупнейшим антрепренером Соловцовым. Зиму 1889 Долинов служил в Москве в театре М. Абрамовой (режиссер труппы — Соловцов), 1890 провел в Харькове у М. Бородая, с 1891 по 1897 в Киеве в театре «Соловцов». В Киеве Долинов начал преподавать актерское искусство и выразительное чтение. Дебют Долинова прошел на сцене Михайловского театра, он сыграл две роли в пьесах Г. Зудермана: Фрица («Фрицинька») и Макса («Бой бабочек»). Обе эти роли Долинов играл весь первый период службы в АТ до 1904.
Режиссером и организатором Долинов выступал пока лишь на гастролях александринцев. Он занимался подбором артистов (главным образом, из императорской труппы), составлением репертуара и подготовкой гастролей в Праге и Берлине в 1898. За их организацию Долинов получил памятный подарок от кайзера Вильгельма II, признательность М.Г. Савиной. Первые постановки Долинов осуществил в провинции, организуя антрепризы и товарищества.
В 1908 вернулся в АТ уже в качестве режиссера, но продолжал играть в своих и чужих спектаклях. Увлекся полуэстрадными опытами Театра миниатюр, в 1911– 1913 с небольшим перерывом он одновременно с работой в АТ ставил спектакли в Троицком театре миниатюр, был первым художественным руководителем этого театра. После удачного опыта преподавания в Киеве в педагогической работе был перерыв. Потом Савина привлекла Долинова к преподаванию в школе Суворинского театра и на курсах Рапгофа, а с 1908 он преподавал на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища. По-видимому, эта служба стала главной. Долинов пытался воспитывать не только актеров, но и режиссеров. В 1918–1920 вновь ставил спектакли в АТ.
В 1922 эмигрировал, в Берлине создал театр-кабаре «Золотой петушок» и гастролировал с ним по Европе. С 1930-х жил во Франции.
Актерское амплуа Долинова — комик. Комизм его не слишком органичен и весел, скорее, рассудочен и суховат, но понятен и естествен. Критики часто подчеркивали, что во многих, даже внеш. проявлениях Долинов — типичный актер акад. казенного театра. Например, о Долинове — Хлестакове в 1907 — «несколько толстенек, обычный недостаток артистов императорских театров» (Обозрение театров. 1907. № 113. С. 9). Трактовки его понятны, актер не мудрствует лукаво, не перегружает образ. По-видимому, Долинов легко входит в ансамбль исполнителей — в списке ролей много вводов: Кочкарев («Женитьба»), Боженко («Джентльмен»), Свибужский («Волшебная сказка»). Эти вводы закрепляются, роли становятся постоянно исполняемыми Долиновым. Среди лучших его актерских работ — банкир Зоненштейн («Татьяна Репина»).
Др. роли: адвокат Пателен (одноим. пьеса, 1898), Василий Леонидович («Плоды просвещения»), Фердыщенко («Идиот»), Бобчинский («Ревизор»), Григорий Иванович («Мамуся»).
Долинов — среди режиссеров, которые одновременно обучались новой профессии — творческой, в отличие от чисто организаторской былых времен, и проводили необходимые цивилизационные реформы александринской труппы. В.А. Теляковский уверенно ставил Долинова в ряд «режиссеров образованных и не похожих на прежних» — рядом с А.А. Саниным, М.Е. Дарским, Ю.Э. Озаровским. Савина считала Долинова «новатором», Теляковский просто «довольно опытным провинциальным режиссером» (Теляковский В.А. Восп. Л.; М., 1965. С. 167). В АТ Долинов поставил сп. «Мертвый город», «Ассамблея», «Эрнани», «Сестры Кедровы», «Вильгельм Телль», «Горе от ума», «Плоды просвещения». На гастролях Долинов ставил пьесы А.П. Чехова, настаивал в противовес примадонне на включении их в репертуар, потому что Чехов был его любимым драматургом. Долинов не относился ни к бытовикам-натуралистам, ни к романтикам-символистам, но стал крепким профессионалом в режиссуре. Блестящие организаторские способности Долинова и большой педагогический опыт привели его к идее построения нового современного театра. Очевидно, к 1910-м относится «Опыт начертания краткой схемы „Театра-студии“» (ОР СПбГТБ. Р 3/43) — оригинальное и одновременно близкое передовой режиссуре создание режиссерско-педагогической мысли. Был одним из первых русских кинорежиссеров.
Снял фильмы: «Обрыв» по И.А. Гончарову (1913, сыграл в нем), «Маскарад» (1914), один из первых советских фильмов «Уплотнение» (1918, в соавторстве с А. Пантелеевым и Н. Пашковским).
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Рос. зарубежье во Франции, 1919–2000. М., 2008. Т. 1.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 532; СПбГТБ. Р 3/43.
Сомина, В. Долинов А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 265-266.
Читать далее