Урожденная Подраменцева, другое написание Подраменцова, по первому мужу Славич, по второму – Всеволожская, по третьему — Молчанова.
Отец, учитель рисования, получил дворянство, они с женой были актерами-любителями, потом стали профессионалами. При разводе родителей Савина осталась с отцом, младшая сестра Елена с матерью. Начинала выступать под псевдонимом своих родителей — Стремлянова, затем основной сценический псевдоним заимствовала у первого мужа — бывшего офицера, неудачливого провинциального артиста, затем антрепренера Н.Н. Славич-Савина. Савина не получила специального образования: училась в пансионе и в гимназии.
Впервые вышла на сцену в 8 лет, с 15 выступала в минской труппе, в 1870 играла в харьковской антрепризе М.В. Лентовского, затем в Орле, Казани, Саратове. В провинции имела большой успех. Играла премьеры не реже раза в неделю, выходила на сцену ежевечерне, накопила разнообразный репертуар, преимущественно в водевилях, комедиях и опереттах.
Судьба предоставила Савиной шанс проявить себя на столичной сцене: в 1874 по болезни актрисы М. Глебовой срывался сп. «Блуждающие огни» в Благородном собрании. Распорядитель спектаклей актер АТ С. Сосновский, поначалу отказавший Савиной в выступлении, попросил актрису спасти спектакль. Успех Савиной в роли Лели был огромным. Затем последовали выступления в Клубе худ. — Марфа («Испорченная жизнь»), снова в Благородном собрании — Новская («Она его ждет»). Видевшие клубные спектакли премьер АТ А.А. Нильский и Сосновский настояли на предоставлении Савиной дебютов на императорской сцене.
Дебютных спектаклей было больше, чем обычно, — 8. Савина предложила 3 работы: Сашу («Светские ширмы»), Полину («Доходное место») и только что удачно сыгранную Лелю («Блуждающие огни»). Но дирекция оставила лишь Полину, добавив Надю («Воспитанница»), Авдотью Петровну («Старшая и меньшая»), Катю («По духовному завещанию»), Зину («Ангел доброты и невинности»), Верочку («С благонамеренной целью»), Надю («Ошибки молодости»).
Дебюты прошли с успехом. Один из дебютов Савиной включили в бенефис московского гастролера С.В. Шумского, который посетил будущий император Александр III. Ему понравились бенефициант и дебютантка, «высочайшая похвала» сыграла свою роль, и главный контролер Министерства Двора, от которого зависело финансирование театра, барон К.К. Кистер пригласил молодую актрису в АТ.
В императорской труппе дебютантку встретили настороженно, и Савина поняла, что она должна строить актерскую судьбу сама, заниматься репертуаром, соответствующим ее данным и стремлениям, и даже участвовать в выборе партнеров, близких по духу и по характеру творчества. Так с первых шагов Савина шла к утверждению себя в двух ипостасях — первой актрисы русской драматической труппы и директора. Такие цели соответствовали ее уму, честолюбию, властности и организаторским способностям. Пользуясь на этом пути своим обаянием, остроумием, потом авторитетом, интригуя внутри театра, Савина никогда не злоупотребляла семейными и светскими связями.
В 1873 актриса рассталась с Савиным, он дал ей вид на жительство для отдельного проживания по всей России. В 1882 после долгого и мучительного романа вышла замуж за единственного в ее жизни любимого человека Никиту Никитича Всеволожского. Блестящий гвардейский офицер, он оставил службу для женитьбы на Савиной. Знатный и богатый человек, племянник директора императорских театров И.А. Всеволожского, он проиграл все свое огромное состояние, наделал долгов, которые многие годы платила актриса.
В 1910 Савина официально вышла замуж за Анатолия Евграфовича Молчанова, богатого фабриканта, председателя «Российского общества пароходства и торговли», художника-дилетанта, который заведовал постановочной частью императорских театров.
Будучи признанным мастером, Савина не переставала учиться актерскому ремеслу. Освоила французский, чтобы смотреть спектакли французской труппы. Посещала не только выпускные спектакли императорских драматических курсов, но и занятия по пластике, введенные Ю.Э. Озаровским. Сама она в Школе Театра Литературно-художественного общества осуществляла общее руководство, хотя и не вела курса. Савина сыграла русскую женщину пореформенной России на всех этапах становления ее личности под влиянием исторических, социальных, бытовых перемен. Сыграла все возрасты — от юных барышень до старух; все социальные пласты — от великосветских львиц до крестьянок и проституток; все характеры — от чистых трогательных глубоко страдающих натур до животно-примитивных существ.
Но главное актерское достижение Савиной, ее легенду составили образы современниц. Стремление Савиной всесторонне показать любое явление породило легенду об актрисе-прокуроре. Савина никого не возвышала, не героизировала, и зрителям казалось, что она своих героинь осуждает. Савина играла женщин обыкновенных, живущих трудно, но принимающих эту жизнь с ее страданиями, тяготами и радостями. Земная обыкновенная женщина стала актерским открытием Савиной. По психологическому типу ее героиня — искренняя, любящая, но не чуждая расчета. Эта ясная, объемная правда жизни равно важна Савиной в споре с теми, кто воссоздавал дисгармоническое, «надрывное» начало русской души и, следовательно, русского искусства, как и с теми, кто считал истинным возвышенное героическое начало, т. е. в явном споре со Стрепетовой и в скрытом с М.Н. Ермоловой.
Савина первой сыграла Марью Антоновну («Ревизор», 1881) как глупенькую, «неблаговоспитанную», влюбчивую и одновременно искреннюю, живую провинциальную барышню. Савина любила гоголевские и тургеневские роли, но не меньшее место в ее актерском творчестве занимали образы, созданные на основе жизненных наблюдений «здесь и сейчас». Поэтому в ее репертуаре главное место занимали пьесы В.А. Крылова, Н.А. Потехина, И.В. Шпажинского, П.П. Гнедича, Вл.И. Немировича-Данченко, Б.М. Маркевича, и наряду с Верочкой и Натальей Петровной («Месяц в деревне», 1879, 1903), Негиной («Таланты и поклонники», 1882) и Тугиной («Последняя жертва», 1877), Сашей и Сарой («Иванов», 1889, 1911) должны быть названы заглавные роли в пьесах «Татьяна Репина» (1888) и «Ольга Ранцева» (1888), Феня («Майорша», 1878), княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы», 1907).
Всегда помнила и опекала Савина своих провинциальных собратьев. В конце каждого сезона огромное количество костюмов отправлялось в провинцию начинающим актрисам. Постоянно работала Савина в ею же организованном РТО, была деятельным его председателем. Знала нужды обитателей Убежища для престарелых артистов и Приюта для сирот при РТО, устраивала им замечательные праздники. К ежегодным концертам в пользу РТО в Мариинском театре привлекала лучшие музыкальные и театральные силы. В украшении здания РТО и прилегающей территории участвовали не только она сама и Молчанов (делалось это на их личные средства), но по ее просьбе крупнейшие петербургские художники. Не имея своих детей (правда, после смерти сестры Савина воспитывала племянника), живя в разладе с родственниками, она, очевидно, считала обитателей убежища и приюта своей семьей.
Соч.: Горести и скитания: Зап., 1854–1877. Л.; М., 1961; 2-е изд., доп. Л., 1983.
Лит.: Брокгауз; ТЭ; Вольф, 3. С. 105, 106; Гнедич. С. 3–7, 9, 13–29, 31, 33–36, 38, 40–47, 49–61; Кугель. С. 144–158; Дризен Н.В. Сорок лет театра. Восп. 1874–1915. Пг., [1916] (ук.); Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962 (ук.); Юрьев (ук.); Шнейдерман И.И. Мария Гавриловна Савина. Л.; М., 1956; Сомина В. Мария Савина. Грация и мера русского театра // Актеры-легенды Петербурга. СПб., 2004. С. 372– 376; Сюжеты, 2. С. 286–296.
Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 216.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 25517
Сомина, В. Савина М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 617-618.
Читать далее