Вернуться
Уралов Илья Матвеевич, актер
Уралов Илья Матвеевич, актер
Персоналия
Уралов Илья Матвеевич
Годы жизни
1872, Новгород-Северский Черниговской губернии - 16.10.1920, Новгород–Северский Черниговской губернии
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Коньков. Играл в любительских спектаклях. В 1904–1907 был актером Театра В.Ф. Комиссаржевской. Общепринято мнение, что особенно успешно он выступал в пьесах М. Горького. Однако Вс.Э. Мейерхольд высоко оценил его исполнение роли Бера («В городе», 1906): «Близок к настоящему Уралов, потому что он очень талантлив, но главное, потому еще, что он явно стремился освободиться от дребедени бытового театра» (Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 155). Уже тогда этого «большого, с грубоватыми манерами человека», рисовавшего сценические образы «сочными мазками, крупными и сильными линиями», отличала «вера в себя, в свой актерский темперамент и талант». Лучше всего он владел голосом, таившим в себе «неистощимые родники сложнейших интонаций». В сочетании внешней грубости с отчетливо звучащим лирическим мотивом состояла «сила творчества» Уралова. (РиТ. 1937. No 11. С. 62. — А. Любош). С 1907 по 1911 актер входил в труппу МХТ, где наибольшим успехом пользовался его Городничий («Ревизор»). В числе основных ролей, сыгранных Ураловым на сцене АТ: Городничий («Ревизор»), государь Петр Алексеевич («Ассамблея»), Дикой («Гроза»), Кнуров («Бесприданница»), Варравин в сп. «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина») и «Дело», Бессеменов («Мещане»), Восмибратов («Лес»), Яичница («Женитьба»), Гордей Торцов («Бедность не порок»), Смирнов («Медведь»). А.Р. Кугель считал, что в императорском театре актера зачастую «заставляют делать не свое дело». «Уралов, кроме подходящего роста, решительно ничего не имеет, чтобы играть Несчастливцева, — писал он в отзыве о „Лесе“. — В г. Уралове, актере, конечно, даровитом, нет самого главного — романтики. <...> Несчастливцев — актер костюмный, актер тона повышенного, каратыгинского. Это театр старых дней, необыкновенных чувств, геройских поступков, чрезвычайных превращений... Этого нет в самом характере г. Уралова» (ТиИ. 1915. No 42. С. 776). Особенно много и точно писали о новой трактовке Варравина в мейерхольдовских спектаклях. «Было что-то каменное и давящее в этом образе... роль Варравина будет одной из лучших в репертуаре талантливого артиста, несмотря на постоянно напрашивающиеся воспоминания о К.А. Варламове» (Петрогр. газ. 1917. 31 авг. С. 13. — Ом. [Ф.Ф. Трозинер]). «Очень хороши „Голова“ и „Руки“ судебной палаты — Варравин (г. Уралов) и Тарелкин (г. Аполлонский). Монументальная жестоковыйность и нечто типично палаческое, проявленное в данной роли г-ном Ураловым, удивительно сочетались со змеиной хлестаковщиной Тарелкина — Аполлонского» (Обозрение театров. 1917. 1 сент. С. 7. — Б. Никонов). «Из исполнителей „Веселых расплюевских дней“ первое место принадлежит г. Уралову, сумевшему сочетать яркую сочность отдельных интонаций с общим рисунком роли Варравина» (Аполлон. 1917. No 8–10. С. 96. — В. Н. Соловьев). В дни Октябрьской революции увлекавшийся толстовством Уралов решительно поддержал большевиков; являлся одним из организаторов 1-го месткома в АТ, в 1918 вошел во Временный комитет по управлению бывшим АТ, в 1919 вступил в Коммунистическую партию. Другие роли в АТ: Эрнульф с фиордов («Воители в Гельгеланде»), Макар Иванович («Живой труп»), Алупкин («Завтрак у предводителя»), Фогельрейтер («Огни Ивановой ночи»), Харламий Гаврилыч Мудров («Тяжелые дни»), Капитон Титыч («В чужом пиру похмелье»), Сганарель («Дон Жуан»), Скотинин («Недоросль»), Стыров («Невольницы»), Саввич («Профессор Сторицын»), Ахов («Не все коту масленица»), Демурин («Цена жизни»), Терлецкий («Первые шаги»), Петр («Петр Хлебник»), Венедикт («Холопы»), Фелькгардт («Вечерняя зоря»). Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); И.М. Уралов // Вест. театра. 1920. No 74. С. 15; Малютин Я. Актеры моего поколения. Л.; М., 1959. С. 217–236.Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1095. Сбоева, С. Уралов И.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 736-737.