Вернуться
Студенцов Евгений Павлович, артист, режиссер, педагог, театральный деятель
Студенцов Евгений Павлович, артист, режиссер, педагог, театральный деятель
Персоналия
Студенцов Евгений Павлович
Годы жизни
24.07(05.08).1890, Одесса (Аркадия Херсонской губ.) - 29.04.1943, Ленинград, похоронен на Лит.мостках Волкова кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссер, педагог, театральный деятель
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1940)
Период работы в театре
1911 — 1929, 1937 — 1942
Биография
Учился в Шестой классической гимназии в Петербурге, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Актерским искусством занимался в Театральной школе Ю.М. Юрьева и Школе им. Суворина при Театре Литературно-художественного общества (среди педагогов — Н.Н. Арбатов, А.Н. Долинов, А.Н. Демидов, В.А. Сладкопевцев). В 1906 начал работать в Театре Литературно-художественного общества. Обратил на себя внимание исполнением ролей Петрищева («Плоды просвещения»), Бертрана («Принцесса Греза») и особенно, в сезоне 1910/11, — Марка Полынина в мелодраме Н. Жуковской «Особняк» («Дора Полынина»), чем привлек внимание М.Г. Савиной. В 1911 приглашен в труппу АТ. О себе актер писал: «Принадлежу к редкому на нашей сцене амплуа — герой-фат, владею русской речью, стихами, умею носить костюм» (РО библиотеки СТД СПб., папка Е.П. Студенцов). Подобное утверждение делает и С. Юрьев, фактически его биограф, автор ряда статей о Студенцове: «Счастливые внешние данные, незаурядное дарование, отточенное годами напряженного труда профессиональное мастерство выдвинули Студенцова в число любимцев публики. За ним надолго утвердилось амплуа „жен-премьер“ — первого любовника, любовника-фата, хотя его творчество, особенно в последние годы жизни не вмещалось в рамки этого ныне устаревшего понятия» (Нева. 1986. No 8. С. 183). В послужном списке артист перечислял следующие важные для себя роли, сыгранные за годы работы в АТ: Октавий Цезарь («Цезарь и Клеопатра»), Петр Андреевич («Ассамблея»), Самозванец («Борис Годунов»), Беллак («В царстве скуки»), фон Лауфен («Вечерняя заря»), Ульрих фон Руденц («Вильгельм Телль»), Иван Павлович («Виринея»), король Генрих III («Генрих III и его двор»), Молчалин и Чацкий («Горе от ума»), Кайсаров и Мюрат («Двенадцатый год»), экс-король («Дневник сатаны»), офицер («Живой труп»), Гаврила Ардальонович («Идиот»), профессор Шигорин («Концерт»), Клеант («Мещанин во дворянстве»), Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Лентуллий («Побежденный Рим»), Ланваль («Рыцарь Ланваль»), Дофин («Святая Иоанна»), Волховской («Сестры Кедровы»), Бобби («Скандалисты»), Альфред («Скипетр»), король Генрих («Старый Гейдельберг»), Дамис («Тартюф»), Горацио («Трагедия о Гамлете, принце Датском»), маркиз де-Тремуйль (<«Фландрия» («Отечество»)>), князь Платон («Холопы»), князь Шаховской («Царь Федор Иоаннович»), спец («Штиль»), Конти («Эмилия Галотти»), Клитандр («Ученые женщины»), Паншин («Дворянское гнездо»). Среди тех, кто особенно повлиял на его творчество, артист называет Юрьева и Мейерхольда, которые дали блестящий пример «изумительного мастерства, отношения к театру, искания подлинной реальной театральной красоты» (РО б-ки СТД СПб., папка Е.П. Студенцов). Легендарной стала роль Звездича в «Маскараде» Мейерхольда. Об этом вспоминал Ю.М. Юрьев: «Князя Звездича играл Е.П. Студенцов, тогда еще совсем молодой актер с прекрасными внешними данными, как нельзя более совпадавшими с ролью Звездича. Он был приглашен в труппу Александринского театра главным образом для исполнения данной роли. И действительно, более подходящего актер на роль князя Звездича было трудно подыскать. Он был воплощением гвардейского офицера. Умение носить военный мундир, изящные светские манеры и такой же стиль речи — все это помогало ему создавать подлинного князя Звездича» (Юрьев. Т. 2. С. 199–200). Студенцов играл Звездича с 1917 по 1940 в двух ред. спектакля в Петрограде-Ленинграде, ставил «Маскарад» в Риге (1929) и Курске (1935). Этой ролью Студенцов вошел в историю театра. Но значение сделанного им на протяжении почти сорокалетней жизни в искусстве данным фактом не исчерпывается. Студенцов работал во многих театрах страны — Театре русской драмы в Риге, Театре МОСПС и Малом в Москве (1930–1934), театрах Курской и Смоленской обл. (1934–1937), гастролировал в Смоленске, Витебске, Свердловске, Одессе и др. городах (в осн. в роли Арбенина). Выступал в качестве режиссера — в Курском театре поставил «Бесприданницу», «Маскарад», «Горе от ума». В АТ — «Уриэля Акосту» и «Джентльмена». Вел концертную деятельность как чтец — в ГОМЭЦ, Филармонии, Ленгоэстраде. Преподавал и участвовал в организации Школы русской драмы (проректор 1918–1923), Института сценических искусств (проректор, избранный проф. — 1922). Снимался в кино — в одном из первых советских фильмов «Палачи» (1925) сыграл роль сына генерала Валаева, эпизоды в фильмах «Декабристы» и «Великий гражданин». В годы Великой Отечественной войны остался в осажденном Ленинграде, участвовал в радиопередачах «Театр у микрофона», в рамках работы Городского театра осуществил инсценировку романа «Анна Каренина» (роль Вронского), поставил оперы «Евгений Онегин» (1942) и «Травиата» (1943) — по экспликации спектакль завершили исполнители. Умер от истощения. Соч.: Туда и обратно: Письма Евгения Студенцова Юрию Ракитину // Мнемозина. М., 2004. Вып. 3. С. 302–310. Лит.: Музыка продолжала звучать. Л., 1969. С. 10, 20, 24, 99, 135; Тиме Е. Дороги иск-ва. М., 1967. С. 195; Вельтер Н. Об оперном театре и о себе. М., 1984. С. 139; Юрьев С. Звездич ленинградской сцены // Театр. 1972. No 2. С. 107–108; Юрьев С. Актер забытого амплуа // Вечерний Ленинград.1990. 26 июля. С. 3; Юрьев С. Актер исчезнувшего амплуа // Исккусство Ленинграда. 1991. No 7. С. 39–43. Арх..: АТ (Личная учетная карточка Е.П. Студенцова; Лицевые счета сотрудников театра. 1937–1942). Третьякова, Е. Студенцов Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 699-700.