Вернуться
Гнедич Пётр Петрович, режиссер, драматург, переводчик, прозаик, журналист, издатель, критик, историк театра
Гнедич Пётр Петрович, режиссер, драматург, переводчик, прозаик, журналист, издатель, критик, историк театра
Персоналия
Гнедич Пётр Петрович
Годы жизни
18(30).10.1855, Санкт-Петербург - 16.07.1925, Ленинград, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Режиссер, драматург, переводчик, прозаик, журналист, издатель, критик, историк театра
Период работы в театре
1890, 1895 — 1900, 1901 — 1909
Биография
Создатель и редактор «Ежегодника императорских театров», с 1891 член Театрально-литературного комитета. В 1901–1909 — заведующий труппой АТ. Из украинской дворянской семьи. По отцу двоюродный племянник Н.И. Гнедича, по матери дальний родственник А.С. Грибоедова. Отец Гнедича, инженер-путеец, служил в Министерстве путей сообщения. Окончил 1-ю петербургскую гимназию в 1875, учился в Академии художеств, получил серебряную медаль за композицию «Смерть Иоанна Грозного» (1878), но вскоре из Академии ушел (1879). Стал профессиональным литератором и оставался во всех многочисленных ипостасях, по выражению А.Р. Кугеля, «человеком литературы». Другими словами, живопись его иллюстративна, подчинена сюжету; режиссура представляет собой развернутый комментарий к тексту. С 1876 сотрудничал в различными петербургскими изданиями, писал стихи, рассказы, повести, юморески, рисовал. Позже журналистский диапазон Гнедича расширился, в газетах «СПб Ведомости» и «Новое время» печатались также его театральные рецензии, очерки петербургского быта, злободневные фельетоны. Гнедич был издателем и редактором журналов «Север» (1887, совм. с Вс.С. Соловьевым) и «Ежегодник императорских театров» (1890, 1895–1900). Свои искусствоведческие статьи Гнедич собрал в 1885 в книгу «История искусств с древнейших времен», позднее переработав ее в трехтомную «Историю искусств» (выдержала 4 изд.). В 1914–1917 — директор музея Общества поощрения художеств. Гнедич на первый взгляд сработался с советской властью. В 1918–1919 он состоял членом репертуарной секции петроградского отд. Наркомпроса. В последние годы писал мемуары. «Книга жизни» должна была воплотить его главную жизненную задачу: оставить точное описание петербургского быта, прежде всего литературного и театрального. Первая же пьеса Гнедича «Птичка в западне» шла на сцене АТ (1879), позднее здесь же с большим успехом и подолгу шли его пьесы «На хуторе», «Зима», «Женя» (любимая пьеса и роль М.Г. Савиной), «Завещание», «Старая сказка», исторические пьесы — «Ассамблея», «Венецейский истукан», «Холопы». Драматургия Гнедича сценична, психология персонажей точна и детально разработана, что давало богатый материал актерам. Поэтому исторические пьесы Гнедича входили в репертуар императорских трупп, частных, пригородных, любительских театров. В «Горящих письмах» в 1891 на сцене Морского собрания флотского экипажа дебютировала В.Ф. Комиссаржевская. Пьеса «Перекати-поле» в 1890 удостоена Грибоедовской премии. В сезон 1918/19 центром репертуара АТ стали его пьесы «Холопы» и «Декабрист», позже они шли в 1921 и в 1926 в Москве, после чего ушли из репертуара до 1990-х. Перевел несколько пьес Шекспира: «Гамлет», «Усмирение строптивой», «Зимняя сказка». Переводы выпускались неоднократно с комментариями Гнедича и его большими вступительными статьями. Как драматург, практический работник театра и светский человек Гнедич служил связующим звеном между театром и публикой. В его квартире на Сергиевской, 31 устраивались литературно-театральные вечера, на которых бывали актеры Александринского и Суворинского театров, литераторы. Театральные устремления Гнедича, его робкое новаторство в этой области также определялись прежде всего недовольством художника и искусствоведа оформлением спектаклей. Недовольство особенно обострилось после гастролей мейнингенцев. В 1893– 1895 Гнедич стал председателем Литературно-артистического кружка, в 1895–1900 заведовал художественной частью этого кружка, преобразованного в театр. Вместе с А.С. Сувориным проводил на сцене этого театра реформы, приближавшие русский драматический театр к мейнингенским достижениям. Будучи профессиональным художником, Гнедич большое значение придавал художественному оформлению спектакля, все компоненты которого, по его мнению, должны были отталкиваться от текста пьесы и быть исторически достоверны. Он автор эскизов декораций к своим пьесам, ставившимся на сцене АТ, среди которых «На хуторе» (1883), «Горящие письма» (1886), «Старая сказка» (1886), «В цветах» (1886), «Перекати-поле» (1890), «Брак» (1893), «Ассамблея» (1912), а также к постановкам пьес других драматургов, в частности к спектаклю «Тушино» А.Н. Островского (1888). К некоторым спектаклям он также делал эскизы костюмов и бутафории. В 1899 был приглашен С.М. Волконским заведовать императорской драматической труппой, чтобы обновить репертуар и декорационно-постановочное (или, как тогда называли, «обстановочное») искусство. Вместе с Д.С. Мережковским и Ю.Э. Озаровским вошел в группу подготовки для сцены трагедии Еврипида «Ипполит». Это была серьезная заявка на перемены. С этого времени именно к Гнедичу со всеми организационно-творческими вопросами обращались режиссеры. Согласовывая детали оформления, мизансцены, улаживая конфликты с актерами, Гнедич, «корректный, воспитанный, уравновешенный, не без хитрецы, — по наблюдению Ю.М. Юрьева, — внес в театр здоровую атмосферу» (Юрьев. Т. 2. С. 158). Г. удалось изменить стиль закулисной жизни, улучшить ее условия для артистов, способствовать соединению нового режиссерского искусства с достижениями традиционной александринской режиссуры. Гнедич понимал и ценил александринскую актерскую традицию. Те реформы, которые он проводил сам и помогал проводить Волконскому и Теляковскому, были целенаправленны. Так, упрочив позиции классики в репертуаре и введя в него современную европейскую драматургию, Гнедич помог занять определенное положение в труппе Комиссаржевской и Юрьеву. При этом Гнедич, разумный, трезво оценивающий ситуацию чиновник, умел идти на компромисс. Он уступал даже пустому капризу великой Савиной, чувствовал в какой степени и до каких пор нужны друг другу его любимая актриса Комиссаржевская и его любимый императорский театр, то есть до каких границ можно отступать. Гнедич поставил несколько спектаклей в АТ. Постановки являли собой сочетание бытовой верности в натуралистической манере с мотивами эстетского любования стариной, со стилизацией в духе ж. «Старые годы». Примером особенности гнедичевского натурализма в режиссуре может служить пост. «Женитьбы» (1909). Гнедич установил, что действие комедии происходит именно 8 апр. 1825, и подчинил весь спектакль доказательству этого тезиса. В красочных декорациях Коровина к «Ревизору» (1908) прихожая дома Городничего из 1-го акта во 2-м была едва видна в арке гостиной, но по настоянию Гнедича она точно воспроизводила прихожую из декорации 1-го акта. Рецензенты того времени называли подобную дотошность «археологической достоверностью». Вместе с тем критика отмечала изысканность, салонность постановок Гнедича. Соч.: Шесть комедий. СПб., 1887 (2-е изд. СПб., 1892); Сочинения. Т. 5, 6, 8, 9, 10. СПб., 1910–1915; Книга жизни: Восп. Л., 1929; 2-е изд. М., 2000. Лит.: РП; А.К. [Кугель А.Р.] П. П. Гнедич: (К 40-летию лит. деятельности) // ТиИ. 1917. № 7. С. 134–135; Данилов С.С. Гоголь и театр. Л., 1936. С. 203–205; Данилов С.С. Рус. театр в худож. лит-ре. Л.; М., 1939. С. 175–177; Чепуров А.А. Театр-режиссер // Александринский — Пушкинский — Александринский. СПб., 1995. С. 37–40; Сюжеты, 2. С. 348–368. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. 763; ГЦТМ. Ф. 67; СПбГМТиМИ. Ф. 87; ИРЛИ. Ф. 73; РО СПбГТБ. Сомина, В. Гнедич П.П.// Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 207-208.