Создатель и редактор «Ежегодника императорских театров», с 1891 член Театрально-литературного комитета. В 1901–1909 — заведующий труппой АТ.
Из украинской дворянской семьи. По отцу двоюродный племянник Н.И. Гнедича, по матери дальний родственник А.С. Грибоедова. Отец Гнедича, инженер-путеец, служил в Министерстве путей сообщения. Окончил 1-ю петербургскую гимназию в 1875, учился в Академии художеств, получил серебряную медаль за композицию «Смерть Иоанна Грозного» (1878), но вскоре из Академии ушел (1879).
Стал профессиональным литератором и оставался во всех многочисленных ипостасях, по выражению А.Р. Кугеля, «человеком литературы». Другими словами, живопись его иллюстративна, подчинена сюжету; режиссура представляет собой развернутый комментарий к тексту. С 1876 сотрудничал в различными петербургскими изданиями, писал стихи, рассказы, повести, юморески, рисовал. Позже журналистский диапазон Гнедича расширился, в газетах «СПб Ведомости» и «Новое время» печатались также его театральные рецензии, очерки петербургского быта, злободневные фельетоны. Гнедич был издателем и редактором журналов «Север» (1887, совм. с Вс.С. Соловьевым) и «Ежегодник императорских театров» (1890, 1895–1900). Свои искусствоведческие статьи Гнедич собрал в 1885 в книгу «История искусств с древнейших времен», позднее переработав ее в трехтомную «Историю искусств» (выдержала 4 изд.).
В 1914–1917 — директор музея Общества поощрения художеств. Гнедич на первый взгляд сработался с советской властью. В 1918–1919 он состоял членом репертуарной секции петроградского отд. Наркомпроса. В последние годы писал мемуары. «Книга жизни» должна была воплотить его главную жизненную задачу: оставить точное описание петербургского быта, прежде всего литературного и театрального.
Первая же пьеса Гнедича «Птичка в западне» шла на сцене АТ (1879), позднее здесь же с большим успехом и подолгу шли его пьесы «На хуторе», «Зима», «Женя» (любимая пьеса и роль М.Г. Савиной), «Завещание», «Старая сказка», исторические пьесы — «Ассамблея», «Венецейский истукан», «Холопы». Драматургия Гнедича сценична, психология персонажей точна и детально разработана, что давало богатый материал актерам. Поэтому исторические пьесы Гнедича входили в репертуар императорских трупп, частных, пригородных, любительских театров. В «Горящих письмах» в 1891 на сцене Морского собрания флотского экипажа дебютировала В.Ф. Комиссаржевская. Пьеса «Перекати-поле» в 1890 удостоена Грибоедовской премии. В сезон 1918/19 центром репертуара АТ стали его пьесы «Холопы» и «Декабрист», позже они шли в 1921 и в 1926 в Москве, после чего ушли из репертуара до 1990-х. Перевел несколько пьес Шекспира: «Гамлет», «Усмирение строптивой», «Зимняя сказка». Переводы выпускались неоднократно с комментариями Гнедича и его большими вступительными статьями. Как драматург, практический работник театра и светский человек Гнедич служил связующим звеном между театром и публикой. В его квартире на Сергиевской, 31 устраивались литературно-театральные вечера, на которых бывали актеры Александринского и Суворинского театров, литераторы. Театральные устремления Гнедича, его робкое новаторство в этой области также определялись прежде всего недовольством художника и искусствоведа оформлением спектаклей. Недовольство особенно обострилось после гастролей мейнингенцев. В 1893– 1895 Гнедич стал председателем Литературно-артистического кружка, в 1895–1900 заведовал художественной частью этого кружка, преобразованного в театр. Вместе с А.С. Сувориным проводил на сцене этого театра реформы, приближавшие русский драматический театр к мейнингенским достижениям. Будучи профессиональным художником, Гнедич большое значение придавал художественному оформлению спектакля, все компоненты которого, по его мнению, должны были отталкиваться от текста пьесы и быть исторически достоверны. Он автор эскизов декораций к своим пьесам, ставившимся на сцене АТ, среди которых «На хуторе» (1883), «Горящие письма» (1886), «Старая сказка» (1886), «В цветах» (1886), «Перекати-поле» (1890), «Брак» (1893), «Ассамблея» (1912), а также к постановкам пьес других драматургов, в частности к спектаклю «Тушино» А.Н. Островского (1888). К некоторым спектаклям он также делал эскизы костюмов и бутафории.
В 1899 был приглашен С.М. Волконским заведовать императорской драматической труппой, чтобы обновить репертуар и декорационно-постановочное (или, как тогда называли, «обстановочное») искусство. Вместе с Д.С. Мережковским и Ю.Э. Озаровским вошел в группу подготовки для сцены трагедии Еврипида «Ипполит». Это была серьезная заявка на перемены. С этого времени именно к Гнедичу со всеми организационно-творческими вопросами обращались режиссеры. Согласовывая детали оформления, мизансцены, улаживая конфликты с актерами, Гнедич, «корректный, воспитанный, уравновешенный, не без хитрецы, — по наблюдению Ю.М. Юрьева, — внес в театр здоровую атмосферу» (Юрьев. Т. 2. С. 158). Г. удалось изменить стиль закулисной жизни, улучшить ее условия для артистов, способствовать соединению нового режиссерского искусства с достижениями традиционной александринской режиссуры. Гнедич понимал и ценил александринскую актерскую традицию. Те реформы, которые он проводил сам и помогал проводить Волконскому и Теляковскому, были целенаправленны. Так, упрочив позиции классики в репертуаре и введя в него современную европейскую драматургию, Гнедич помог занять определенное положение в труппе Комиссаржевской и Юрьеву. При этом Гнедич, разумный, трезво оценивающий ситуацию чиновник, умел идти на компромисс. Он уступал даже пустому капризу великой Савиной, чувствовал в какой степени и до каких пор нужны друг другу его любимая актриса Комиссаржевская и его любимый императорский театр, то есть до каких границ можно отступать.
Гнедич поставил несколько спектаклей в АТ. Постановки являли собой сочетание бытовой верности в натуралистической манере с мотивами эстетского любования стариной, со стилизацией в духе ж. «Старые годы». Примером особенности гнедичевского натурализма в режиссуре может служить пост. «Женитьбы» (1909). Гнедич установил, что действие комедии происходит именно 8 апр. 1825, и подчинил весь спектакль доказательству этого тезиса. В красочных декорациях Коровина к «Ревизору» (1908) прихожая дома Городничего из 1-го акта во 2-м была едва видна в арке гостиной, но по настоянию Гнедича она точно воспроизводила прихожую из декорации 1-го акта. Рецензенты того времени называли подобную дотошность «археологической достоверностью». Вместе с тем критика отмечала изысканность, салонность постановок Гнедича.
Соч.: Шесть комедий. СПб., 1887 (2-е изд. СПб., 1892); Сочинения. Т. 5, 6, 8, 9, 10. СПб., 1910–1915; Книга жизни: Восп. Л., 1929; 2-е изд. М., 2000. Лит.: РП; А.К. [Кугель А.Р.] П. П. Гнедич: (К 40-летию лит. деятельности) // ТиИ. 1917. № 7. С. 134–135; Данилов С.С. Гоголь и театр. Л., 1936. С. 203–205; Данилов С.С. Рус. театр в худож. лит-ре. Л.; М., 1939. С. 175–177; Чепуров А.А. Театр-режиссер // Александринский — Пушкинский — Александринский. СПб., 1995. С. 37–40; Сюжеты, 2. С. 348–368.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. 763; ГЦТМ. Ф. 67; СПбГМТиМИ. Ф. 87; ИРЛИ. Ф. 73; РО СПбГТБ.
Сомина, В. Гнедич П.П.// Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 207-208.
Читать далее