Спектакль прошел:
Сезон 1903/1904 гг. - 8 раз
Сезон 1904/1905 гг. - 6 раз
Сезон 1905/1906 гг. - 4 раза (26.01.1906 г. - к 75-летию со дня первого представления на петербургской сцене комедия была сыграна в 328-й раз)
Сезон 1906/1907 гг. - 5 раз
«При настоящей постановке изменен несколько традиционный план мизансцен бессмертной комедии, и более чем когда-нибудь обращено внимание на точность обстановки. Декорация первого акта представляет собою серовато-голубоватую, обитую штофом комнату, с паркетным инкрустированным полом и тяжелыми дверями из красного дерева с бронзой - в один стиль с мебелью жакоб. Налево двойная дверь на балкон, слегка запушенная снегом. Через балкон виднеется двор дома Фамусова со львами на воротах, - и далее - характерная панорама Москвы. В стене прямо - левая дверь ведет в комнату Софьи, отделанную в стиле ампир, с красноватыми обоями. Далее по стене - часы с музыкой. Правее - другая дверь, за которой открывается анфилада комнат на половину Фамусова. В четвертой комнате виднеется большая гравюра, изображающая «Свидание трех императоров». Еа правой стене большая арка, ведущая в залу; подразумевается, что другая такая же арка помещается ближе к зрителям. Между арками - портрет «дяди Максима Петровича», и внизу - диван, стол, кресла и трельяж. При поднятии занавеса на сцене почти темно. Из комнаты Софьи слышится дуэт - кларнета и фортепиано. Когда Лиза, проснувшись, отдергивает у окна спущенную портьеру, слабый синеватый рассвет вливается в комнату. К выходу Чацкого - первые лучи солнца пурпурными пятнами скользят через окна и играют на потолке. К концу акта - полный свет и лучи золотым потоком льются через замороженные стекла. Третий акт представляет ту же комнату, но с другой стороны. задняя стена с часами теперь помещена налево от зрителей. На правом плане - дверь в комнату Софьи; дальше - дверь на половину Фамусова. Прямо - две арки в танцевальный зал. Здесь впервые был применен эффект клеенчатого паркета, отражавшего в своей блестящей поверхности все предметы. На правой стене висела большая гравюра, изображающая «Вступление союзников в Париж». В четвертом акте декорация значительно отступает от шаблона первоначальных обстановок. Колонны приземисты, не то дорические, не то замоскворецкие. Помещение тесное, сжатое, это московский особняк начала 20-х годов. дверь в комнату Молчалина помещена под углом, слева на авансцене, и почти невидима зрителям. Когда гаснет последняя лампа, лунный свет пробивается ярко через окна и стекла тамбура, в камине догорают угли. Остальная сцена погружена во мрак.
В костюмах тоже была произведена некоторая перемена. Чацкий приезжал в меховом казакине; Петрушка, докладывавший о нем, был в куртке с передником и метелкой, Молчалин был одет во втором акте в костюм франта, ездящего верхом в Сокольники. Среди гостей были Фома Фомич, мосье Кок, французик из Бордо и т д.
Было кое-что исправлено и восстановлено в тексте. Первоначальная редакция, извращенная цензурой, «о Дворцовом Дон-Кихоте» была восстановлена». (Из «Ежегодника Императорский Театров». Сезон 1903/1904 гг. С. 27 - 30.)
Читать далее