Персоналии
Медведев Пётр Михайлович, артист, антрепренер, режиссер, театральный деятель
Медведев Пётр Михайлович, артист, антрепренер, режиссер, театральный деятель
Персоналия
Медведев Пётр Михайлович
Годы жизни
15(27).01.1837, Москва - 30.01(12.02).1906, Санкт-Петербург, похоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Артист, антрепренер, режиссер, театральный деятель
Звание
Заслуженный артист Императорских театров (1896)
Период работы в театре
Биография
Был женат на актрисе С.П. Глинской. Дед Медведева был актером в конце XVIII века; тетка Акулина Дмитриевна и двоюродная сестра Надежда Михайловна пользовались известностью ведущих актрис Малого театра. В 8 лет Медведева отдали в балетный класс московского императорского Театрального училища. Но он увлекался драмой и в 1853, когда Большой театр сгорел и классы закрылись, вступил в труппу тульского антрепренера И.М. Никулина, дебютировав в ролях «простаков». Затем выступал в Вышнем Волочке, Костроме, Твери, Новгороде, Двинске как драматический актер и оперный певец. В 1858–1860 и 1861–1862 работал в Саратове. В 1862 возглавил саратовскую труппу, сначала как руководитель Товарищества актеров, потом как антрепренер. Держал антрепризы в Самаре, с 1866 по 1883 в Казани (драматическую, для ее поддержки — опереточную, с 1874 и оперную), в других городах. Его труппы выступали в Перми, Екатеринбурге, Ирбите, Харькове, Киеве, во всех крупных приволжских центрах. Медведев был хорошо знаком с А.Н. Островским, показывал провинции спектакли по русской классике, большое внимание уделял постановочной части и актерскому ансамблю, главное же — выявлял и воспитывал даровитых актеров. У него работали П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, М.И. Писарев, А.П. Ленский, А.И. Шуберт. «Дела шли с переменным счастьем. Пришлось Медведеву в 1883 г. даже принять ангажемент в Петербурге к Кортавову и служить актером в оперетке» (ССД. Вып. 15. С. 15). В 1889 он окончательно оставил антрепренерскую деятельность, год входил в труппу Театра Корша. В 1890–1893 Медведев служил главным режиссером, затем — актером АТ, занимал амплуа комика. Первые роли на сцене АТ сыграл в бытовой комедии, появлялся в водевилях. Образцом для себя считал искусство П.М. Садовского. «Театр был его религиею, он жил с ясным и простым догматом театральной веры», — писал А.Р. Кугель. «Благоговейное отношение к театру сказалось на его игре. Он… готовился к своим дебютам, — подлинно, постом и молитвою. Так выработалась его сценическая манера, сдержанная, строгая, далекая от ухищрений, переигрываний и утрировки. …Рисунок ролей, линии, стиль сохраняли неизменно печать благородства. Была область, где Медведев не знал соперников — это мольеровские роли. Медведев играл мольеровских героев… с тонким юмором и с наивной убежденностью. Он верил в Сганареля, и сливался с ним. В Медведеве ровным светом сияли зарницы и отблески великих, наивных поэтов сцены — Васильева, Садовского, Щепкина» (ТиИ. 1906. № 6. С. 93, 94). Основные роли в АТ: Любим Торцов («Бедность не порок»), Юсов («Доходное место»), Подколесин («Женитьба»), Ладыжкин («Жених из долгового отделения»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Градобоев («Горячее сердце»), Таныгин («На Песках»), Городничий («Ревизор»), Лобастов («Смерть Пазухина»), дворецкий («Лакейская»), Сганарель , Шмага («Без вины виноватые»), Глушаков («Старый закал»), Яников («Гибель Содома»), Фамусов («Горе от ума»), Чечков («Джентльмен»), Розенблатт («Золотой телец»), Скопен и Аргон («Мнимый больной»), Оргон («Тартюф»), Суслов («Завтрак у предводителя»), Астахов («Зарница»), Глеб Меркулыч («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Фирс («Вишневый сад»). Медведев активно содействовал работе актерских съездов и РТО, оставил воспоминания, характеризующие театральный провинциальный быт 1860–1870-х. «Он был исключительной, крупной фигурой, гремевшей на Волге, а эхо о нем неслось по всей России. …Инстинктивно понимал, чувствовал, что нужно театру, а что не нужно, что талантливо, что бесцветно. Он умел выбирать людей, выдвигать их, создавать артистов. Медведев в тяжелые годы послужил театру и его будущности. Его кто-то метко назвал дрожжами русской сцены, благодаря которым началось одухотворение последней… …Его время — это целая эпоха, которую иначе не назовешь, как „медведев ской эпохой“» (Петерб. газ. 1906. 1 февр. С. 5. — А. Плещеев). Другие роли в АТ: Фрол Прибытков («Последняя жертва»), Ангорский («Запутанное дело»), Мартынов («Картинка с натуры»), Петух («Мертвые души»), Козырь («Помолвка в Галерной гавани»), Баулин («Путем благородства»), Клушин («Комик XVII столетия»), Кудряшев («Сверх комплекта»), Отто Гюнтер («Перед свадьбой»), Халымов («Сердце не камень»), граф Головкин («Бирон»), генерал Иволгин («Идиот»), 2-й мужик («Плоды просвещения»), Бермята («Снегурочка»), Билкин («Омут»), Простаков («Недоросль»), Живец («Дело»). Соч.: Автобиогр. Казань, 1886; Восп. Л., 1929. Лит.: Брокгауз; ССД; ТЭ: П.М. Медведев // Петерб. газ. 1906. 30 янв. С. 5; Пальм Г.А. Театр в провинции // ИВ. 1912. № 11. С. 718–741; Стрепетова П.А. Восп. и письма. М.; Л., 1934 (ук.); Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. М.; Л., 1962 (ук.); Юрьев (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2029. Сбоева, С. Медведев П.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 460.