Вернуться
Иванова Евдокия Трофимовна, зав. женским гардеробом, портниха, женские костюмы оперной, русской и французской драм. трупп
Иванова Евдокия Трофимовна, зав. женским гардеробом, портниха, женские костюмы оперной, русской и французской драм. трупп
Персоналия
Иванова Евдокия Трофимовна
Годы жизни
? - после 1919 г.
Вид деятельности
Зав. женским гардеробом, портниха, женские костюмы оперной, русской и французской драм. трупп
Период работы в театре
01.09.1882 - 01.08.1918
Биография
Жизнь замечательной русской портнихи Евдокии Ивановой до сих не становилась предметом пристального изучения. Между тем, в коллекции Государственного Эрмитажа хранится более 10 превосходных, сшитых Ивановой для последних российских императриц и представительниц аристократических фамилий костюмов, уровень исполнения которых не уступает по качеству лучшим европейским ателье [При дворе 2014, с. 155, 158-162, 196, 197]. Работы Ивановой являют собой убедительные примеры тонкого понимания модных тенденций в дамском костюме, безупречного вкуса в выборе тканей и декора, знания особенностей материалов, точного конструктивного решения элементов костюма, изящества силуэта, отменного мастерства в работе над всеми деталями платья. Точные годы жизни Евдокии (Евдокеи, Авдотьи) Трофимовны Ивановой, к сожалению, пока неизвестны. 1 сентября 1882 г. она поступила мастерицей костюмов в Дирекцию Императорских театров по найму с жалованьем 1200 руб. в год и квартирными деньгами по 3 разряду. (РГИА. Ф.497 Оп. 13 Д. 414 Л. 1). Через два года «мастерице Русской оперной и драматической трупп Авдотье Ивановой за отличное знание дела и примерное усердие» прибавляют к годовому жалованью 300 руб. (РГИА. Ф.497 Оп. 13 Д. 414 Л.3). Владимир Петрович Погожев, помощник директора Императорских театров, вспоминал: «Что касается отдела заготовления гардероба, то сделаю общее замечание о необыкновенной порядочности, добросовестности и совершенстве работы всего приставленного к этому делу персонала. В частности, с хорошим чувством вспоминаю корректную деятельность …костюмерш Ивановой и Офицеровой» [Погожев 2016, с.234]. Кроме того, он особо подчеркивал, что портниха Иванова, введенная Иваном Александровичем Всеволожским, художественного мастерства», в число петербургских костюмеров, «вскоре приобрела громкую репутацию талантливой модистки и большую практику в бомонде» [Погожев 2016, с.104] Видимо, в середине - второй половине 1880-х гг. Е. Т. Иванова начала выполнять заказы для императорской семьи. Один из блестящих примеров ее работы – эрмитажное платье из алого крепдешина с декором из черного кружева шантильи, сшитое для императрицы Марии Федоровны, в 1888 г. (Инв. № ЭРТ-8699). В 1890 г. в мастерской Ивановой исполнены платья для костюмированного праздника в Михайловском дворце, два из которых - для княгини З. Н. Юсуповой (Инв. №№ ЭРТ-13731, 13732) и графини С. П. Гендриковой (Инв. №№ ЭРТ-13729, 13730) – находятся в собрании ОИРК. В 1894 г., через 10 лет усердной службы она предпринимает продолжительную поездку за границу (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 6). Осенью того же года Евдокия Трофимовна выполняет парадное придворное платье белого траура для императрицы Марии Федоровны к церемонии бракосочетания Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 (26) ноября в Большом соборе Зимнего дворца (Инв. № ЭРТ-9429). Заказы от членов императорской фамилии продолжали поступать и в последующие годы, и в 1898 г. Евдокия Трофимовна Иванова получает звание поставщицы Императорского двора [Бал 1903, с. 35]. На всех сохранившихся в коллекции Эрмитажа костюмах, выполненных в мастерской Е. Т. Ивановой до начала XX в., есть печатная марка «МОДЫ и ПЛАТЬЯ А. Т. ИВАНОВОЙ С. ПЕТЕРБУРГЪ». Вопросы вызывает другая марка на корсажной ленте парадного придворного платья начала XX в. (Инв. № ЭРТ-13132), на которой напечатано: «Поставщицы двора Его Императорского величества Ивановы Моды и платья. Санкт-Петербург Фонтанка у Чернышова моста д. No 68-7, кв. 16 Телефон К-2234». Кто же стал совладелицей ателье Е. Т. Ивановой? Вероятно, на какое-то время – ее сестра. Имя Александры Трофимовны Ивановой появляется в городских справочных книгах в 1901 г. как «фельдшерицы», причем ее адрес точно совпадает с адресом Евдокии Трофимовны. [Адресная книга 1901, с. 385]. В 1902 г. А. Т. Иванова уже значится как «мастер дамских нарядов» [Адресная книга 1902, с. 374]; однако в последующие годы ее имя ни разу не упоминается в справочных книгах по Санкт-Петербургу. Вопрос о смене статуса мастерской Е. Т. Ивановой в начале ХХ в. требует специального изучения. В 1892-1895 гг. она жила по адресу: Александринская (ныне пл. Островского) пл., д. 9 [Адресная книга 1892, с. 75; Адресная книга 1893, с. 111; Адресная книга 1895, стб 1507]. В 1897 г. Е. Т. Иванова числилась в городских справочниках уже как купчиха 2-й гильдии, «мастер дамских нарядов». Она по-прежнему проживала на Александринской пл., 9, а ее мастерская располагалась по адресу Зимин пер. (ныне пер. С. Тюленина), 3-25 [Адресная книга 1897, с. 408]. С 1898 по 1908 г. Е. Т. Иванова жила на углу набережной Фонтанки и Чернышева переулка (ныне ул. Ломоносова), в доходном доме Я. В. Змеева (современный адрес: наб. Фонтанки, 68), 7-69 [Адресная книга 1898, с. 413, стб 363]. Ее работу высоко ценил тогдашний директор Императорских театров И. А. Всеволожский, который в 1896 г. в связи с введением новых штатов. Дирекции ходатайствовал перед Министерством Двора о присвоении костюмерше Ивановой прав артистки 2-го разряда, означающих признание ее работы по найму действительной службой и возможностью получения пенсии. В прошении И. А. Всеволожского подчеркивалось «отличное знание дела, всегда примерно усердная служба крайне полезной для Дирекции Императорских театров деятельность Ивановой и усиленные труды по исполнению в течение 13 лет обязанностей костюмерши» (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 11об.). Министр Двора в просьбе отказал, и Е. Т. Иванова по-прежнему оставалась «мастерицей по найму» (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 13). В 1897 г. в жизни Е. Т. Ивановой происходят серьезные перемены. Ее назначают помощницей костюмерши Императорских театров Е. М. Офицеровой, при этом в служебном рапорте на имя Всеволожского подчеркивается, что Иванова - «отличающаяся изящным вкусом и особым умением шить длинные платья костюмерша» (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 21). Заведующий монтировочной частью Молчанов, понимая также, что «отныне на обязанности Евдокии Ивановой будет изготовление костюмов для трех трупп – оперной, двух драматических – русской и французской», ходатайствовал об увеличении ей годового содержания на … 600 руб. (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 21). Второе событие касается ее личной жизни: в 1897 г. Евдокия Трофимовна решила «усыновить воспитанника» Евгения (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л.17). С этого времени в ее формулярах много прошений о продолжительных отпусках в летние месяцы, о выдаче денежных ссуд «вследствие сложившихся семейных обстоятельств» (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 28.). Как уже говорилось, Е. Т. Иванова не получила заказ на исполнение костюма императрицы Александры Федоровны для бала 1903 г. Достаточно сложно определить также, какие платья для этого события, кроме костюма Ксении Александровны, были сшиты ею. Однако, 1903 г. ознаменовался масштабной работой по изготовлению женских костюмов к опере Р. Вагнера «Гибель богов» по эскизам А. Н. Бенуа [Теляковский 2002, с. 637]. В 1908 г. Е. Т. Иванова была удостоена золотой медали «За усердие» для ношения на ленте ордена Св. Станислава, в 1914 г. – золотой медали «За усердие» для ношения на ленте ордена Св. Александра Невского (РГИА. Ф.497 Оп. 13 Д. 414 Л. 37, 59-об). С 1908 г. Е. Т. Иванова вместе с семьей сына Евгения Ивановича проживала в доме №1 по Итальянской улице (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 РГИА. Л. 45), [Весь Петербург 1908, с. 294]. Адрес мастерской в петербургских справочниках больше не указывается. Возможно, Евдокия Трофимовна перестала работать как дамский портной мастер по состоянию здоровья, которое осложнилось в 1910-х гг. мучительными болезнями, однако над заказами театральной дирекции она работает по-прежнему. В августе 1918 г. Е. Т. Иванова «уволена от службы» (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 74), переезжает вместе с семьей сына в г. Кашин Тверской губернии. Последние сохранившиеся сведения о Е. Т. Ивановой датируются мартом 1919 г., когда ее сын Е. И. Иванов, служивший в Кашине делопроизводителем в уголовном розыске, обращается с заявлением в Управление государственных театров с просьбой выслать «матери, бывшей костюмерше государственных театров, Евдокии Трофимовне Ивановой, удостоверения в том, что она состояла на службе театров – костюмершей с 1 сентября 1882 г. по 1 августа 1918 г. с указанием получаемого ею за последнее время содержания» для назначения ей пенсии или постоянного пособия (РГИА. Ф. 497 Оп. 13 Д. 414 Л. 75). Дата кончины Е. Т. Ивановой пока неизвестна. Н. И. Тарасова. К вопросу об авторстве костюмов для бала 1903 года //Сообщения Государственного Эрмитажа. LXXIX /Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 136 -141.