Вернуться
Стравинская Инна (Нина) Александровна, артистка, режиссер, теоретик театра
Стравинская Инна (Нина) Александровна, артистка, режиссер, теоретик театра
Персоналия
Стравинская Инна (Нина) Александровна
Годы жизни
01.(13).01.1875 или 16.05.1876, Старая Русса, – 09.05.1970, Ленинград, похоронена на Северном кладб.
Вид деятельности
Артистка, режиссер, теоретик театра
Звание
Заслуженная артистка императорских театров
Период работы в театре
01.09.1897 — 1925
Биография
По мужу Аполлонская. Родилась в семье майора Старорусского полка А.И. Стравинского, брата Ф.И. Стравинского. В 1885–1892 училась в Динабургской гимназии. В 1893–1897 — на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова), в 1897 зачислена труппу АТ. В 1903 вышла замуж за Р.Б. Аполлонского. После 1917 вместе с мужем считалась представительницей крайнего консерватизма в театре. Играла чрезвычайно много. В.Н. Давыдов хвалил свою ученицу. Однако разнообразие интересов не позволяло ей целиком отдаться исполнительской деятельности. Иногда выглядела «холодной резонеркой», например, в роли Софьи в «Горе от ума» (Волынский А. Книга великого гнева. СПб., 1904. С. 225). Играла Марью Антоновну («Ревизор»), Лидочку («Свадьба Кречинского»), Купаву («Снегурочка»), Беатриче («Много шуму из ничего»). При возобновлении «Иванова» (1897) играла роль Саши. Была в ней «мила и проста» (ПЛ. 1897. 19 сент. — А. Д.). Считалось, что она сильно подражает Комиссаржевской. В 1901 к ней перешли все роли Комиссаржевской, в т.ч. и Нина Заречная. Настороженно принятая петербургской публикой, она тем не менее заслужила восторженные похвалы, когда приехала на гастроли в Варшаву. В «Трех сестрах» (1910) играла Ольгу. В 1917–1919 была сорежиссером В.Э. Мейерхольда («Дочь моря», 1917), Н.В. Смолича («Над землей», 1918), П.П. Гнедича («Усмирение строптивой», 1919), режиссер возобновлений («Бесчестные», 1918), (<«Воспитатель Флаксман» («В борьбе с рутиной»)>, 1919). Самостоятельно поставила «Флорентийскую трагедию» (1918). В начале 1920-х вместе с Р.Б. Аполлонским вела актерский курс в Школе русской драмы. В 1926–1927 поставила 10 спектаклей в Доме мед. работника в Ленинграде. В феврале 1929 была арестована как «активный участник нелегального монархического кружка Тайбалиных» (Звезда. 2006. No 11. С. 188), являвшегося, по мнению следствия, частью церковно-монархической организации А.А. Мейера «Воскресение», обвинена по ст. 58,11 УК РСФСР и приговорена к 3-м годам лагерей, замененных высылкой в Сибирь. Затем арестовывалась еще дважды — в 1932 и 1937 (подробности неизвестны.). В 1936–1937 работала режиссером и актрисой в Бальцерском колхозно-совхозном театре. Позднее служила в Саратовском театре. С 1945 жила в Доме ветеранов сцены. Другие роли: Бетси («Плоды просвещения»), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Круглова («Не все коту масленица»), Нерисса («Шейлок»), Неустроева («Обыватели»), Лиза («Живой труп») и др. Соч.: Театр Ибсена. СПб., 1910; Христианский театр. СПб., 1914. Лит.: Золотницкий. Акад. театры... (ук.); Дмитриев А. «Росмерсхольм» как явление «христианского театра»: Актриса И. Аполлонская-Стравинская и ее кн. о драме Ибсена // Вопросы литературы. 2009. No 6. С. 404– 419; Сюжеты, 2. С. 178–199. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1039; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 2–2. Д. 177. Данилова, Л., Мырзина, Е. Стравинская И.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 691-692.