Урожденная Мусина-Пушкина, по первому мужу Глебова, по второму — Озаровская.
Дочь помещика. Окончила гимназию в Петербурге, затем в Москве курсы Герье, соученица М.П. Чеховой, была знакома с А.П. Чеховым, гостила у него в Мелихове и переписывалась с ним. Чехов дал ей прозвище «Цикада» за вокальные способности и любовь к пению. В 1890 поступила в Петербургскую консерваторию по классу рояля. В 1891 вышла замуж за инженера А. Глебова и из консерватории ушла. Муж строил дорогу на юге России, стал миллионером, но в 1897 погиб на охоте. Мусина вернулась в консерваторию, теперь уже на вокальное отделение к знаменитой преподавательнице Н.А. Ирецкой. В 1898 по болезни оставила занятия. Пела в драматических спектаклях и концертах.
Зачислена в АТ после успешного дебюта в роли Титании («Сон в летнюю ночь», 1901).
В 1902 вышла замуж за актера и режиссера АТ Ю.Э. Озаровского и находилась под его сильным творческим влиянием. В окт. 1907 Мусина с актрисами Театра В.Ф. Комиссаржевской, Н.Н. Волоховой, В.П. Веригиной, Л.Д. Блок и А.Л. Волынским собирались создать новый театр (См.: Письма Александра Блока к родным: В 2 т. М.; Л., 1927. Т. 1). Тогда этот замысел не осуществился.
После ухода из АТ, зимой 1909, две недели Мусина играла в собственном театре «Стиль». В 1911 она принимала участие в исторических спектаклях императорской труппы на Юбилейной выставке в Царском Селе. Позднее занималась декламацией, участвовала в вечерах «Бродячей собаки», выступала в пантомиме.
В 1912 разошлась с Озаровским. Несколько лет играла в частных драматических театрах. Мусина стала одной из первых в России пропагандисток системы Ф. Дельсарта — обучала пластике в сочетании с декламацией и вокалом. Среди ее учеников — Л.Д. Блок. В 1918–1929 была преподавателем (с 1926 профессором) Петроградской (Ленинградской) консерватории. В профессиональных и любительских творческих коллективах Мусина создала особый тип представлений по принципам Дельсарта: пантомима в сочетании с декламацией и пением.
Мусина считалась хорошей актрисой, она нашла свое место в репертуаре и труппе АТ. Основной чертой ее творческой манеры была стилизация, она пыталась стилизовать классические образы не только в постановках Озаровского, А.А. Санина и П.П. Гнедича, но и в далеких от стилизации спектаклях, например, у М.Е. Дарского (Джессика, «Венецианский купец»). Неудачи Мусиной критика обычно относила на счет режиссеров. Так, считали, что ее слишком земная, обыкновенная, жеманная богиня Артемида («Ипполит») — это ошибка Озаровского в назначении на роль. Критики восхищались гувернанткой Шарлоттой («Вишневый сад»), особо отмечая, что красивая артистка не пожалела себя, изуродовала и тем еще больше оттенила затерянность, ненужность своей героини.
Др. роли: Софья («Горе от ума»), Исмена («Эдип в Колоне»), Антигона («Антигона»).
С 1946 жила в Доме ветеранов сцены.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2299; ЦГИА СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 118. Л. 4; Ф. 361, Оп. 11. Д. 365. Л. 15, 19 об; РГАЛИ. Ф. 2759.
Сомина, В. Мусина Д.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 490-491.
Читать далее