Музыканты, артисты и артистки цирка Брике - ученики императорских драматических курсов, сотрудницы и сотрудники Русской драматической труппы.
Действие происходит в одном из больших городов Франции.
Спектакль прошел 27 раз:
Сезон 1915/1916 гг. - 22 раза
Сезон 1916/1917 гг. - 4 раза
Сезон 1917/1918 гг. - 1 раз
Из Дневника Директора Императорских театров В.А. Теляковского. 30 апреля 1916 г.:
«Присутствовал в Александринском театре на представлении «Тот, кто получает пощечины». Пьеса шла в 22-й раз. Артисты теперь очень хорошо сыгрались. Большой успех имела Коваленская, которую много вызывали вместе с Аполлонским».
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
Спектакль стал режиссерским дебютом Николая Васильевича Петрова на сцене Александринки. До того он исполнял в театре обязанности помощника режиссера и, конечно, обрадовался предложению постановки. Молодой режиссер был увлечен новой пьесой модного драматурга, протестом героя пьесы, — клоуна Тота — бросающего вызов обществу, уйдя на манеж.
Через пять дней у Петрова были готовы и общий замысел спектакля, и макет. Художником постановщиком и художником по костюмам выступил князь Александр Константинович Шервашидзе (Чачба).
О назначении молодого режиссера, державшемся в тайне, объявили во время первой репетиции. Труппа застыла в тягостном молчании. Исполнитель главной роли, Роман Борисович Аполлонский, и вовсе ушёл, сказав: «Ну, пусть сам и играет». Но Н.В. Петрову удалось заинтересовать актеров своим замыслом. Уже на первую читку Аполлонский пришел, выучив наизусть текст роли и призывая коллег следовать своему примеру.
Великолепный состав исполнителей — И.М. Уралов, К.Н. Яковлев, И.В. Лерский, П.И. Лешков, Л.С. Вивьен, А.А. Усачев, Н.В. Смолич, Е.И. Тиме, Н.Г. Коваленская — и энергия режиссера создали творческую атмосферу в работе и обещали интересный результат.
Так как все помощники режиссера театра отказались вести этот спектакль, было непонятно, как проводить генеральную репетицию, которую Н. В. Петров должен был смотреть из зала. Тогда он разместил на доске рубильники с контрольными лампами и провел от неё сигналы в 24 точки сцены. Около каждой лампочки прикрепил таблицу последовательности выходов, шумов и пр. Так получился своеобразный пульт управления происходящим на сцене из зрительного зала.
Спектакль имел большой успех. Аполлонскому и Андрееву поднесли огромные лавровые венки. Зал неистовствовал, а на сцене, около занавеса, стоял постановщик, исполняя обязанности помощника режиссера.
Н.В. Петров часто думал, почему Дирекция предложила ему, молодому человеку, такую ответственную постановку. Только после революции, от бывшего директора В. А. Теляковского, он узнал, что ни один из штатных режиссеров не хотел браться за эту пьесу. Они считали нелепым изображать цирк на сцене императорского театра и ожидали на премьере непременного скандала. А связывать свое имя со скандалом никто не хотел...
Читать далее