Персоналии
Коваленская Нина Григорьевна, артистка
Коваленская Нина Григорьевна, артистка
Персоналия
Коваленская Нина Григорьевна
Годы жизни
04(16).01.1888, Устюжна Новгородской губернии - 1993, Лос–Анджелес, в 1995 прах перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Павлова. Окончила в 1909 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс С.И. Яковлева). В.Э. Мейерхольд в таблице амплуа отнес Коваленскую к «ingénue dramatique» и «героиням новой драмы» (см.: Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 24, 28, 29). В АТ исполняла, за редким исключением, главные роли: Ифигения («Ифигения-жертва»), Лаура («Пастушка-герцогиня»), Амалия («Разбойники»), Юдифь («Уриэль Акоста»), Брангена («Шут Тантрис»), Эльвира («Дон Жуан»), Луиза («Коварство и любовь»), Софья («Недоросль»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Офелия («Трагедия о Гамлете, принце Датском»), Ирина («Три сестры»), Марикка («Огни Ивановой ночи»), Эмилия («Эмилия Галотти»), Оливия ( «Двенадцатая ночь»), княжна Людмила Павловна («Профессор Сторицын»), Фернандо («Стойкий принц»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Нина («Маскарад»), Катерина («Гроза»), Софья Вельская («Комедия смерти»), безумная девушка («Король, закон и свобода»), Людмила («Поруганный»), Вера («Два брата»), Бетси («Плоды просвещения»), Консуэлла («Тот, кто получает пощечины»), Варенька («Романтики»), Елизавета Андреевна Протасова («Живой труп»), царевна Ирина («Смерть Иоанна Грозного»), Софья («Горе от ума»), Глафира («Холопы»), Леонора («Рыцарь Ланваль»). В «Стойком принце» Мейерхольд отдал Коваленской главную мужскую роль. По мнению В.М. Жирмунского, ею «проникновенно и чутко был намечен благородный, осиянный святостью облик принца». Реплики актрисы, «полные достоинства и кротости, создавали тихое очарование», в наиб. драм. моменты ее голос звучал «особенно таинственно и чудесно» — согласно замыслу режиссера, Коваленская воплощала силу духа в «тонких формах слабого на вид юноши» (Любовь к трем апельсинам. 1916. Кн. 1. С. 74). Ее назвали «поэтической актрисой». Рецензенты по-разному оценили Нину («Маскарад») в исполнении К. Эту роль она играла в очередь с Е.Н. Рощиной-Инсаровой. В.Н. Соловьев ставил ее создание выше. Коваленская «обладает исключительной артистической индивидуальностью, которая почему-то упорно не признается представителями нашей правоверной критики. У Коваленской есть то, что так редко встречается в наши дни — сценическое обаяние, заставляющее невольно прощать ей некоторые технические промахи. Ее Нина чрезвычайно трогательна, и в этом вся прелесть и вся сила созданного ею сценического образа. Сцены объяснения ее с Арбениным проведены с достаточным сценическим тактом. Смерть Нины… вносит радостное начало в сценическое изображение смерти, что так отрадно видеть на сцене нашего академического театра, где всегда замечалась излишняя склонность к сухой аллегории и к дешевому театральному символизму» (Аполлон. 1917. № 2–3. С. 76). В сп. «Романтики» рецензенты предпочли игру Коваленской: «Г-жа Рощина-Инсарова внесла много удачных штрихов в обрисовку Вареньки, но в общем роль не удалась артистке». У Коваленской образ получился более цельным. «В ее игре чувствовалось больше стильности и яснее угадывалась та напряженная тревога, которой проникнут весь образ молодой женщины» (Искусство. 1916. № 3. С. 17. — Н.Н. Долгов). Коваленская была одной из самых близких Мейерхольду актрис молодого поколения АТ, принимала участие и в его экспериментальных студийных работах (вне императорской сцены). С 1913 входила в состав старшей группы («актерского класса») Студии Мейерхольда. В 1915 режиссер занял ее в спектакле петроградского Лит. фонда «Два брата», посвященном памяти Лермонтова. Пресса писала: «Хрупка и трогательно-бессильна Вера Лиговская, — основную черту ее души госпожа Коваленская видит в безвольной покорности обстоятельствам, в неспособности к борьбе и к ярким желаниям. …Толкование проведено госпожою Коваленскою с художественной законченностью, и образ Веры вышел живым» (Аполлон. 1915. № 2. С. 68. — Ю.В. Соболев). Летом 1918 актриса играла Нору («Нора») в спектакле, поставленном Мейерхольдом в петроградском театре Луна-парк на Офицерской. В 1919 Коваленская уехала в Харьков, работала в антрепризе Н.Н. Синельникова, вышла замуж за белого офицера А.К. Павлова. После взятия Харькова Красной армией вместе с семьей бежала в Константинополь, затем в Прагу. Организовала драматическую студию, где шли русские пьесы, руководила занятиями драматическим искусством в пражской русской гимназии, участвовала в любительских спектаклях, читала стихи. Изредка, благодаря Рощиной-Инсаровой, ей удавалось играть в спектаклях рижского Камерного театра. В 1945 Красная армия вошла в Прагу, и Павловы-Коваленские эмигрировали в США. Коваленская желала быть похороненной в Петербурге. В 1995 последняя воля актрисы АТ была исполнена. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Д-овъ Н. [Долгов Н.Н.]. АТ. «Ночной туман», комедия кн. Сумбатова // Иск-во. 1916. № 4–5. С. 24; Альтшуллер А. Судьба актрисы, или Отторгнутая властью // Невское время. 1994. 28 сент. С. 5; Алексеева Е. Рус. судьбы: актриса АТ Нина Коваленская // Рус. мысль, Париж. 1995. 23–29 нояб. С. 14–15; Мейерхольд в рус. театр. критике, 1892–1918. М., 1997 (ук.); Сюжеты. С. 475–500. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 19. Д. 493. Сбоева, С. Коваленская Н.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 355-356.