Настоящие фамилия, имя и отчество фон Герцак Стефан (Ян) Николаевич.
Происходил из потомственных дворян римско-католического исповедания. Отец — юрист, член суда Оренбургской судебной палаты, присяжный поверенный в г. Каменец-Подольске. Лерский окончил Владикавказское реальное училище, в 1900 — экономический факультет Рижского политехнического института. Занимался наукой, защитил диссертацию. Женился на Виктории Эмильевне (Фелиции-Елизавете-Виктории) Эггерс (расстался в 1907, но развелся в 1922, вторично вступив в брак с Лидией Карловной Вахович), от которой у него был сын Мечислав (род. в 1901).
Во время учебы и после нее подрабатывал страховым агентом и благодаря успехам в страховой деятельности получил от компании назначение на работу в Петербург. С юности помышлял о театральной карьере, с 1892 участвовал в любительских постановках (домашних, студенческих). Поступил на сцену в 1900, переехав в Петербург в 1901, играл на клубных сценах столицы. Вскоре актерский талант Лерского был замечен, и в 1905 он перешел на профессиональную сцену. Работал в Театре Л.Б. Яворской, в Василеостровском театре А.Н. Попова и др.
А.Р. Кугель писал: «Помню, как меня поразил необычайный жизненный тон И.В. Лерского. Мы шли… с покойным С.В. Брагиным и хвалили Лерского. „Да ведь не заметят“, — сказал я. „Не заметят“, — подтвердил уныло мой спутник. Однако его заметили. Как это ни странно, но управляющий труппой Александринского театра П.П. Гнедич, не отличавшийся энтузиазмом и пылкостью, загорелся по отношению к Лерскому» (РиТ. 1927. № 16. С. 9). Яркую внешность актера, особый романтический настрой его игры не заметить было невозможно. Лерский «легко» играл героические роли. До прихода в АТ он создал запомнившиеся современникам сценические образы: доктора («Евреи»), Макдуфа («Макбет») и др.
«В маленьком и далеком театре на Васильевском острове стали бывать искушенные театралы, приезжавшие посмотреть на „хваленого Макдуфа“, имя Лерского то и дело упоминалось во всякого рода театральных разговорах» (Малютин Я.О. Актеры моего поколения. Л.; М. 1959. С. 287). В роли Макдуфа чувствовалась рука будущего мастера, Лерский нащупывал свою игру, хотя был с самого начала уверен, что предназначен исключительно для ролей героических: «Со своим неизменным и застенчивым юмором уверял он… что ничуть не преувеличивает свой успех в этой роли и что, как это ни удивительно, его Макдуф был в самом деле настоящей трагической фигурой, волновавшей зрителей своим благородным и гневным бесстрашием» (Там же).
В 1907 Лерский по рекомендации П.П. Гнедича пригласили в АТ на «трагическое амплуа». «Что считал П.П. Гнедич „трагическим амплуа“, мне до сих пор неизвестно, — писал позднее Лерский, — тем более что уже на третий день по зачислению меня в труппу Александринского театра, мне была поручена роль жандарма в „Ревизоре“» (РиТ. 1926. № 17. С. 6). «Не так-то просто после роли Макдуфа перевоплощаться в жандарма! Но он проглотил это разочарование и, как говорится, прижился в спектакле. С этого момента началась его карьера артиста императорских театров. Начав с роли жандарма, он впоследствии стал одним из лучших исполнителей роли почтмейстера Шпекина…» (Малютин Я.О. Актеры моего поколения. С. 289). Но роль жандарма стала многообещающим началом, т. к. она утверждала актерский «метод» создания сценических образов, выработанный Лерским: «…он обладал, если можно так выразиться, врожденным реалистическим мышлением, неотделимым от всех его взглядов и представлений. Каждая исполненная им роль оказывалась в конечном счете, чьим-то портретом, точной зарисовкой характера, найденного им в действительности и чем-то, как он сам любил говорить, его обеспокоившего» (Там же).
Вскоре Лерский выдвинулся как блистательный комедийный и харáктерный актер: «Он пришел на сцену с мечтою о Гамлетах и Лирах, а природа наделила его сочным юмором и яркой характерностью. Первоначально он даже на казенную сцену попадает в качестве „трагика“, но нутро быстро берет верх, и он попадает на естественно принадлежащее ему амплуа характерного комика» (РиТ. 1926. № 17. С. 6. — Г. Крыжицкий).
В нояб. 1922 Лерский на время оставил сцену АТ и перешел в экспериментальный Свободный театр Н.Н. Евреинова, где с успехом играл в сп. «Школа этуалей». Все чаще выступая на эстраде, Лерский приобрел небывалую популярность, но и терял гибкость своего дарования. Поняв это, в мае 1924 он вернулся в труппу АТ. В числе ролей: Серебряков («Дядя Ваня»), Рогачев («Заложники жизни»), Сганарель («Лекарь поневоле»), Лисаневич («Холопы»), маркиз де Маскариль, лакей Лагранжа («Жеманницы»), граф Манчини («Тот, кто получает пощечины»), Алексей Владимирович Кругосветлов («Плоды просвещения»), Барон («На дне»), Кочкарев («Женитьба»), Вассич («Профессор Сторицын»), князь Абрезков, Афремов («Живой труп»), Крогстад («Нора»), гофмаршал фон Кальб («Коварство и любовь»), Лобастов («Смерть Пазухина»), Евфорб («Царь Эдип»), Бридуазон («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Тулонье («В царстве скуки»), архиепископ Реймский («Святая Иоанна»), Сметанич («Мандат»), граф Лютцбург («Скипетр»), Рачковский («Георгий Гапон»), Лыняев («Волки и овцы») и др.
Лерскому был свойствен редкий педагогический дар. В 1912–1914 он вел актерское мастерство на Драматических курсах Н.Н. Ходотова. В 1918 Лерский снялся в агитфильме «Уплотнение» (по сценарию А.В. Луначарского), сыграв роль Дмитрия Лещенко.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Ходотов Н.Н. И.В. Лерский // ЖИ. 1927. № 16. С. 3–4.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 250; РО РНБ. Ф. 124. Д. 2474, 2475; Ф. 1051. Д. 23; РО ИРЛИ. Ф. 104. Д. 45.
Лопатин А. Лерский И.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 418-419.
Читать далее