Спектакли
"Вечерняя заря", Бейерлейн Ф.А., Озаровский Ю.Э., 02.09.1906
"Вечерняя заря", Бейерлейн Ф.А., Озаровский Ю.Э., 02.09.1906
Название спектакля
"Вечерняя заря"
Дата премьеры
Жанр
Драма в 4-х действиях
Автор произведения
Бейерлейн Франц Адам - Автор пьесы (Перевод с немецкого О.А. Првдина)
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
История создания
Спектакль прошел 36 раз: Сезон 1906/1907 гг. - 28 раз Сезон 1907/1908 гг. - 8 раз Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки от 2 сентября 2022 г.: «2 сентября 1906 года на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Вечерняя заря». Драма из офицерской жизни Франца-Адама Бейерлейна в 4 действиях была поставлена Юрием Эрастовичем Озаровским в переводе с немецкого артистом Осипом Андреевичем Правдиным. Пьеса немецкого юриста и драматурга была нова, написанная в 1903 году, рассказывала о современных событиях и была на пике славы. В Берлине драма была поставлена в том же 1903 году и имела большой успех. Захватывающая романическая развязка соединялась с обрисовкой хорошо знакомой Бейерлейну казарменной среды: живая зарисовка с натуры быта и нравов германских военных. «Пред зрителем проходит будничная жизнь „армейщины” — гарнизона маленькой, захудалой крепостцы, заброшенной на границе Германии с Францией. На бытовом фоне, зачерченном ярко и колоритно, и развертывается узел пьесы — ее интрига. Обычный маленький роман между аристократом — поручиком фон-Лауфеном и плебейкой, дочерью старого вахмистра Клерхен Фолькгардт» . «Пьеса, написанная одновременно с повестью А.И. Куприна „Поединок”, имеет много общего с произведением русского писателя: тот же военный быт армейской „гарнизы”, те же условные кастовые традиции и, в сущности, тот же дух серой армейщины, бывший одинаковым и в германской, и русской военщине прежних лет».* Видимо, поэтому драматическая цензура настороженно отнеслась к произведению и сделала много купюр в тексте пьесы. В спектакле были заняты лучшие актеры Императорской труппы: Любовь Васильевна Селиванова исполнила роль Клерхен Фолькгардт, Леонид Яковлевич Никольский — ротмистра фон- Банневица, Павел Дмитриевич Ленский — офицера Фолькгардта, Александр Андрианович Ридаль — поручика Хевена, Юрий Михайлович Юрьев — поручика фон-Лауфена, Василий Иванович Петров — унтер-офицера Хельбига, Андрей Павлович Петровский — Михалека, Федор Иванович Израилев — Шпис, Кондрат Николаевич Яковлев играл роль Пашке в очередь с Александром Акимовичем Саниным, а Юрий Васильевич Корвин-Круковский — графа фон-Леденбурга. Критики постановку хвалили, отмечая, что пьеса была исполнена «толково», «характерно», «типично», «умно», «старательно». В эпизодических ролях «выдвинулись» Николай Георгиевич Яковлев, сыгравший заседателя военного суда и Сергей Владимирович Брагин в роли фельдфебеля. В драме среди множества выигрышных мужских ролей всего одна женская роль, сыгранная Селивановой. «Социальное неравенство и господствующие кастовые предрассудки обращают этот маленький роман в подлинную драму для его героини». Критик Николай Дмитриевич Носков писал о спектакле: «Пьеса выдержала в первом сезоне 26 представлений (с сентября по февраль), прошедших при почти полных сборах. В следующем сезоне (1907‒1908) она ставилась с успехом восемь раз, но почему-то вскоре же была снята с репертуара. Причиной выставляли падение сборов и... недовольство, вызванное пьесой в гвардейских кругах, усмотревших в драме немецкого драматурга карикатуру на наши недавние нравы и даже посягательство на честь военного мундира».