Настоящая фамилия Телепнев-Овчина-Оболенский.
Принадлежал к древнему княжескому роду Оболенских. Окончил гимназию в Москве. С детства мечтал о театре, но по настоянию семьи был вынужден отказаться от театральной карьеры. Учился в Московском университете, который не окончил, определился на военную службу. Играл в любительских спектаклях. Участвовал в турецкой кампании 1877–1878. После войны вышел в отставку и поступил на сцену. Сценическую деятельность начал в Ярославле в 1879, затем выступал в Казани, где одновременно был и антрепренером, в Саратове и других городах. До 1887 работал в провинции. В 1888–1889 служил в Театре Корша, проявив себя как талантливый «резонер».
Ю.М. Юрьев, работавший с Ленским в АТ, вспоминал: «Павел Дмитриевич Ленский… был прекрасным актером с редкими сценическими данными. Статная фигура, которой он владел в совершенстве, красиво посаженная голова на широких плечах, крупные черты лица, легко поддающиеся гриму, и низкий басок, сильно напоминавший голос знаменитого Киселевского. Мешала ему некоторая холодность и сдержанность. Играл он по большей части роли характерные и так называемые роли резонеров и благородных отцов, к которым как нельзя более подходил. Лучшие его роли: Кречинский, Скалозуб, Паратов из „Бесприданницы“ Островского и князь Шуйский из пьесы того же автора „Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский“» (Юрьев. Т. 1. С. 390).
В некрологе подтверждалась характеристика, данная ему Юрьевым: «Большой рост, мощный голос, выразительное лицо, величественная постановка головы, аристократические манеры — таковы были внешние данные артиста. Играл он преимущественно роли драматических резонеров и фатов» (ЕИТ. 1910. Вып. 8. С. 158). Отмечалось также, что особенно удавались ему на сцене проявления гордости и стойкости характера, герои с сильной волей.
Среди наиболее удачных ролей Ленского в АТ, кроме перечисленных Юрьевым, называли также Винкельмана («Бой бабочек»), президента фон Вальтера («Коварство и любовь»), Калгуева («Новое дело»), профессора Кругосветлова («Плоды просвещения»), свидетельствуя, что в АТ в этих ролях «положительно никто не мог заменить его» (ТиИ. 1910. № 17. С. 350. — Н. Долгов).
Ленский обладал организаторскими способностями, проявлял интерес к общественной деятельности. Был одним из инициаторов и участников организации Литературно-художественного общества в Петербурге и театра при этом обществе (Малый, или Суворинский, театр), входил в состав его дирекции. Много и плодотворно работал Ленский в качестве секретаря Театральнгого общества, деятельно помогал бедствовавшим провинциальным артистам. Во время великого поста и в летние месяцы Ленский регулярно устраивал поездки групп актеров АТ в провинцию и в Москву. В гастролях Ленского участвовали В.А. Мичурина, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и другие известные актеры АТ. Современники отмечали большое просветительское значение этих поездок, высокий художественный уровень и единство организуемых Ленским гастрольных трупп. Автор одного из некрологов писал о том, что, хотя на сцене актер играл «лишь бесстрастные, холодные роли», в жизни и общественной работе скромному «до щепетильности» аристократу Ленскому был присущ пылкий темперамент (Там же).
В 1907 Ленский тяжело заболел и в 1908 был уволен из АТ «по болезни» с назначением ему пенсии. Помимо театра Ленский вращался преимущественно в литературных кругах, сам писал пьесы, драматические этюды и миниатюры, шедшие на любительской и профессиональной сценах: «Из жизни», «Роковой дебют», «Кто в лес, кто по дрова» и др. С 1893 преподавал в петербургском императорском Театральном училище.
Лит.: ССД; ТЭ (Доп.); Масанов; Яшин. Памяти П. Д. Ленского: (Отрывки из восп.) // Обозрение театров. 1910. 22 апр. С. 9–10.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2285.
Кириллов, А. Ленский П.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 414-415.
Читать далее