Вернуться
Ридаль (Волков) Александр Адрианович, артист, педагог
Ридаль (Волков) Александр Адрианович, артист, педагог
Персоналия
Ридаль (Волков) Александр Адрианович
Годы жизни
14(26).11.1862 - 23.04(06.05).1908, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артист, педагог
Период работы в театре
01.09.1895 — 23.04.1908
Биография
Настоящая фамилия Волков. Жена - артистка АТ Вера Ивановна Морева. Из обер-офицерских детей, сын титулярного советника, дворянин. Окончил Петербургское коммерческое училище, служил в Главном управлении Восточной Сибири. Актерскую карьеру Ридаль начал в Москве и провинции. В нач. 1880-х играл на петербургских сценах, главным образом на сцене Приказчичьего клуба (Русского купеческого общества для взаимного вспоможения). Под псевдонимом Риваль с успехом выступал в ролях «фатов» и «молодых любовников» вместе с женой В.И. Моревой. Поступив в АТ, актер взял псевдоним Ридаль. «Благодаря изящным манерам, хорошему знанию французского языка и светскому воспитанию… был незаменим в ролях „аристократов“» и блестящих гвардейцев. «С годами веселость отлетела. Ридаль… все чаще появлялся в ролях салонных резонеров. У него был очень твердый и устойчивый тон, ясная дикция, простая и в простоте даже несколько подчеркнутая манера» (ТиИ. 1908. № 17. С. 303). На протяжении всей творческой жизни он играл и в русском, и в зарубежном репертуаре, часто в «костюмных пьесах». Лучшими ролями Ридаля в АТ считались: Илья Борисович («Старый закал»), Петрищев («Плоды просвещения»), Андрей Андреевич Баранчевский («Не в свои сани не садись»), сэр Чичестер Фрейн и поручик фон Хевен («Вечерняя зоря»). Ридаль участвовал в поездках по провинции и в спектаклях частных петербургских театров. К примеру, в «Женитьбе Белугина» на сцене театра Аквариум с участием М.В. Дальского (1906) он играл Агишина. В последние годы преподавал дикцию и пластику в оперных классах консерватории. Другие роли в АТ: Кесслер («Бой бабочек»), m-r Papolin («Вечер в Сорренте»), Розенкранц («Гамлет, принц Датский»), Розальба («Соломенная шляпка»), Гортензио («Укрощение строптивой»), Саларино, Бассанио, принц Аррагонский («Венецианский купец»), Вейс («Гибель Содома»), Молчалин («Горе от ума»), князь Димитрий Иванович Шуйский («Димитрий Самозванец»), Олесницкий, каштелян («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), фон Кальб («Коварство и любовь»), дон Гарсия Суарес («Гернани» («Эрнани»)), Клеант («Мнимый больной»), Шпекин («Ревизор»), Буланов («Лес»), Родриго («Отелло»), Вершинский («Дикарка»), Бакин («Таланты и поклонники»), Миловзоров («Без вины виноватые»), Шипучин («Юбилей»), Глумов («Бешеные деньги»), Прэд («Доходы миссис Уоррен»), Беринген («Ришелье»), Кольб («Хорошенькая»). Лит.: Беляев Ю. «На старой мельнице» // НВ. 1899. 28 нояб. С. 5; ЕИТ. 1895/96–1907/08; А.А. Ридаль // Раннее утро. 1908. 26 апр. С. 4; Некр.: ЕИТ. 1909. Вып. 6–7. С. 136; Бирюч. 1918. № 5. С. 1, 55; № 6. С. 57; 1919. № 10. С. 54; Теляковский В.А. Дневники директора императорских театров, 1901–1903. М., 2002 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 587. Сбоева, С. Ридаль А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 596-597.