Персоналии
Тиме Елизавета Ивановна, артистка
Тиме Елизавета Ивановна, артистка
Персоналия
Тиме Елизавета Ивановна
Годы жизни
26.09.1884, Санкт-Петербург - 08.02.1968, Ленинград, похоронена на Литераторских мостках Волкова кладб
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), заслуженная артистка РСФСР (1928), народная артистка РСФСР (1957)
Период работы в театре
1908 — 1917, 1919 — 1959, 1960
Биография
По мужу Качалова. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1939), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Родители из дворян: отец Иван Августович Тиме — ученый, горный инженер, заслуженный проф.ессор Петербургского института корпуса горных инженеров, мать Варвара Валериановна Фенина — певица, меццо-сопрано, занималась в Петербургской консерватории у К. Эверарди, выступала на сцене Мариинского театра. После окончания Василеостровской гимназии с 1900 по 1904 училась на Бестужевских курсах (историко-филологический факультет), получила «звание домашней учительницы». В 1904–1906 обучалась в Петербургской консерватории по классу пения у Е.М. Серно-Соловьевич, ученицы Эверарди, партии проходила с актером и режиссером АТ А. Петровским, в репертуаре — Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Аида («Аида»), Манон («Манон Леско»). В 1905 по совету В.Н. Всеволодского-Гернгросса поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс Ю.Э. Озаровского), через 3 года получила «звание свободного художника». В год окончания (1908) исполнила роль Клеопатры в балете М. Фокина на музыку А. Аренского «Египетские ночи» на сцене Мариинского театра. В 1908 вступила в труппу АТ по рекомендации М.Г. Савиной. С первых же сезонов назначалась на ответственные роли, в частности — Елены Андреевны («Дядя Ваня»). За 60 лет работы сыграла более 180 ролей. Роли трагические, комедийные, характерные, в которых раскрывался незаурядный темперамент актрисы, ее склонность к рефлексии, острому рисунку пластики и грима, самоиронии и неожиданному взгляду на привычные образы. Лучшие из них в пьесах Лермонтова (баронесса Штраль в спектакле Мейерхольда, при возобновлении в 1928 — Нина), Грибоедова (пленительная Наталья Дмитриевна, в которой все соответствовало фразе Чацкого — «игра во всех чертах», затем Хлестова), Горького (Клеопатра во «Врагах», Софья в «Зыковых»), Толстого (сначала Маша, характер которой раскрывался в изумительном исполнении цыганских романсов, затем Анна Павловна в «Живом трупе»), Островского. Исполнением роли Ларисы в «Бесприданнице» актриса покорила Москву, успехом пользовалась в ролях Мамаевой («На всякого мудреца довольно простоты»), Негиной («Таланты и поклонники»), Глафиры («Волки и овцы»), Гурмыжской («Лес»). Тиме блистательно удавались роли в пьесах Шекспира (Нерисса в сп. «Венецианский купец» с участием Мейерхольда в роли принца Арагонского, Клеопатра с такими партнерами, как Студенцов и Юрьев), Шиллера (Луиза, леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь», графиня Юлия в «Заговоре Фиеско»), Байрона (Мирра — «Сарданапал»), Гольдони (Мирандолина), Лопе де Веги (Диана — «Пастушка-герцогиня»), Скриба (Адриенна Лекуврер), Гюго (Донья Соль в «Эрнани»), Шоу (Иоанна — «Святая Иоанна», миссис Уоррен — «Профессия миссис Уоррен»), в которых требовались знания исторических деталей, умение носить костюм, владение манерами. При этом Тиме не была свойственна «акварельность» подачи образа и полутона. Актриса, обладала большой сценической смелостью, искала решения, позволяющие испытывать радость театральной игры. Работала в ансамбле с выдающимися мастерами АТ. Во время гастролей АТ в Москве в 1915 играла в «Бесприданнице» в присутствии Ермоловой и Станиславского и получила приглашение войти в труппу МХТ, но осталась в АТ, с которым связала творческую жизнь. В спектакле «Царь Федор Иоаннович» выступала с Москвиным, Станиславским, Качаловым, приезжавшими на гастроли в АТ. В спектакле «Живой труп» была партнершей Моисси, гастролировавшего в АТ в роли Федора Протасова в 1924. Участвовала в спектаклях режиссеров АТ Е. Карпова, Мейерхольда, Вивьена, Сушкевича, Смолича, Кожича и др. Проявляла серьезный неподдельный интерес к современной драматургии — явилась первой исполнительницей роли Виринеи в драме Л. Сейфуллиной, играла в первом драматическом опыте Ромашова «Конец Криворыльска» (Мугланова), а также в пьесах К. Тренева (Поля — «На берегу Невы»), В. Билль-Белоцерковского (Ольга Николаевна — «Штиль»). С 1913 вела педагогическую деятельность: преподавала в Школе сценического искусства А. Петровского (класс водевиля), с 1919 — в Институте живого слова, государственных театральных студиях и училищах — Школе Н. Ходотова (1924–1930); Техникум сценических искусств–Центральное театральное училище (1930–1939); во втором государственном Музыкальном техникуме (1938); в Ленинградском государственном театральном институте (с 1941, с 1951 — профессор). Выступала на музыкальных сценах в оперных и опереточных партиях: Эрнестина («Званый вечер с итальянцами»), Гейша («Гейша»), Елена («Прекрасная Елена»), Клеретта («Дочь мадам Анго»), мадмуазель Нитуш, Сильва, Ганна Главари. Участвовала в легендарной постановке «Желтой кофты» Легара в Малом оперном театре (1925). «С формальной стороны Е.И. Тиме в качестве опереточной примадонны удовлетворяет самым строгим требованиям. У нее сильный, хорошо поставленный голос, несомненная музыкальность, отмеченная в свое время Ф.И. Шаляпиным, желавшим петь с Е.И. Тиме „Дон-Кихота“ Масснэ, счастливая внешность и первоклассное сценическое мастерство» (Жизнь искусства. 1923. No 29. С. 12–13. — Н. Розенталь). Выступала в театрах «Кривое зеркало», Театре-кабаре «Аквариум» и «Театре-буфф» — в репертуаре пародийном и сатирическом. Прославилась исполнением эстрадных номеров «Бродячие музыканты», «Четыре тура вальса». В 1925 организовала передвижной театр, выросший из студии Тиме в Институте живого слова, который существовал около 7 лет под названием «Обыкновенный театр» и выступал в городах Ленинградской области, в Пскове, Витебске, Омске, Новосибирске и др. С первых шагов на сцене и до последних выходов — исполнительница, режиссер и педагог художественного слова. В репертуаре прежде всего русская классика — Пушкин, Тургенев, Некрасов, Л. Толстой, Блок, Бальмонт, Горький. Была поклонницей мелодекламации, считала, что музыка усиливает воздействие слова (работала с пианистом и комп. Е.Б. Вильбушевичем, готовила программы в сопровождении симфонического оркестра). Соч.: Дороги искусства. М.; Л., 1962; Вдохновение и мастерство // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 146–153; [Автобиогр.] // Актер и режиссер. М., 1928. С. 311–314. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Носков Н. Под знаком Мольера и Гольдони // ЖИ. 1921. No 8. С. 4; Старк Э. «Идиот» // Вест. театра и иск-ва. 1921. 17 нояб. С. 2; М-вд. Александринцы // Театр. обозрение. 1922. No 3. С 7–8; Кугель А. Театр. заметки // ЖИ. 1923. No 15. С. 2–3; Варшавский Л. Третье рождение «Маскарада» // Советское искусство. 1939. 25 янв.; Соловьева И. Пять минут чуда // Театр. 1957. No 1. С. 133–135. Арх.: СПГМТиМИ. Ф. 237; АТ (Личные учетные карточки; Мемуарно-биографическая справка Е.И. Тиме; Лицевые счета нештатных сотрудников театра. 1960-е гг.). Третьякова, Е. Тиме Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 715-716.