Драма в 4 действиях и 5 картинах (в 3-м действии 2 картины). Д.В. Аверкиева
Новые декорации: 1) "Комната в Головинском дворце" - г. Ланге, по эскизу классного художника Янова. 2) "Хоромы в доме Шереметевых", 3) "Жилище Нестерова" и 4) "Подвальная комната в Головинском дворце" - классного художника Янова. 5) "Покои в усадьбе Горенках у князей Долгоруких", декорация г. Ланге по эскизу классного художника Янова.
Новые костюмы по рисункам художника Пономарева: женские - г-жи Ивановой, мужские - г. Пипара; женские головные уборы - г-жи Термен, мужские - г. Брюно
Действие происходит в Москве в 1730 году.
1-е действие - в Головинском дворце на половине князей Долгоруких; 2-е действие - в доме Шереметевых; 3-е действие, 1-я картина - у Нестерова; 2-я картина - в Головинском дворце; 4-е действие - в Горенках, подмосковной князя Алексея
Спектакль прошел 12 раз в сезоне 1898/1899 гг.
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки» от 8 октября 2022 г.:
«В первой, запрещенной редакции, главной героиней пьесы была княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова (Долгорукая), объявленная невестой 15-летнего императора Петра II, но после его внезапной кончины сосланная в Березов. Главным «камнем преткновения» для разрешения к постановке была «личность юного императора». Хотя Петр II и появлялся на сцене лишь ненадолго в первом действии с «должным приличием и уважением к его сану», но по Высочайшему повелению Николая I от 1837 года было невозможно выводить на сцену лиц Дома Романовых.
«Разрушенная невеста» — так называлась в официальных бумагах княжна Долгорукова после смерти своего августейшего жениха, такое заглавие и дал своему произведению в 5 действиях Аверкиев, направив вместе с пьесой в Цензурный комитет и прошение о разрешении, в виде исключения, вывести на сцену особу царствующей фамилии.
После долгого и эмоционального обсуждения пьесы члены Совета Главного Управления по делам печати нашли «совершенно немыслимым выводить на сцену придворные интриги и дворцовые перевороты» и постановили не только не дозволять пьесу Аверкиева к представлению, но так же впредь запретить ходатайствовать о «разрешении выставлять на лицедейство царствующих особ».
Переработанная автором и сокращенная до 4 действий драма, под названием «Наталья Борисовна Шереметева» была разрешена к постановке лишь в 1896 г. цензором С. И. Донауровым. Из пьесы была полностью исключена роль Петра II.
Нелегкой судьбе дочери сподвижника Петра I фельдмаршала графа Б. П. Шереметева Наталье, разделившей с мужем ссылку, а затем принявшей постриг в Киево-Флоровском монастыре под именем Нектарии, было посвящено не одно литературное произведение.
Основное действие драмы происходит в январе 1730 года в Москве в последние дни жизни Петра II. Клан Долгоруковых вот-вот должен укрепиться у власти: княжна Екатерина Алексеевна обручена с императором, а князь Иван Алексеевич — фаворит и друг его. Внезапная болезнь и смерть Петра II разрушает все надежды семьи. Обрученная с князем И. А. Долгоруковым, Наталья, несмотря на уговоры родных, предвидевших будущую опалу жениха, не отказалась от брака. События в последнем действии (венчание Ивана Алексеевича Долгорукого и Натальи Борисовны, указ о ссылке Долгоруковых), разворачиваются в апреле 1730 года в подмосковной усадьбе Горенки.
Пьеса «Наталья Борисовна Шереметева» отличается ярким историческим колоритом, живостью диалога, прекрасным русским языком с искусными вкраплениями слов и фраз из старославянского. Наиболее драматические сцены облачены «в кристалл поэзии», например, свидание бывших любовников Екатерины Алексеевны Долгоруковой и Нестерова, спор Ивана Алексеевича Долгорукого и Нестерова, разговоры отца, князя Алексея Григорьевича Долгорукого с сыном Иваном и дочерью Екатериной.
Главный режиссер Евтихий Павлович Карпов, возглавлявший в 1898 году александринскую труппу, будучи сторонником бытового реализма, в своих постановках акцентировал внимание зрителей, прежде всего, на глубине постижения образов героев. Костюмы к постановке были исполнены по эскизам художника Императорских театров Евгения Петровича Пономарева, чьи работы отличались обостренным чувством исторической достоверности. Занимавший должность декоратора Императорских театров, исторический живописец Александр Степанович Янов, создал сценографию спектакля».
Читать далее