Сын надворного советника.
Окончил в 1892 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). На сцене АТ выступал главным образом в разновозрастных вторых и небольших ролях, драматических и комедийных. В его репертуар со временем вошли и главные роли. К основным работам актера относились: Петрищев и Сахатов («Плоды просвещения»), Пуговицын и Шпекин («Ревизор»), квартальный надзиратель и Нелькин («Свадьба Кречинского»), Горацио и 1-й актер («Гамлет, принц Датский»), Гаврила («Горячее сердце»), князь Сицкий («Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень»), Роберт («Дочь короля Рене»), Басманов («Димитрий Самозванец» Н.А. Чаева), Корчагин («Лишенный прав»), Петр Федорович Басманов («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), Онуфриев и Корнев («Старый закал»), Крамер («Гибель Содома»), Демурин («Цена жизни»), Смирнов («Медведь»), Герман Конти («Эмилия Галотти»), Альбрехт («Бирон»), Скалозуб и Чацкий («Горе от ума»), Досужев («Доходное место»), Парфен Рогожин («Идиот»), Иртеньев («Летняя картинка»), Алкид («Хоть тресни, а женись»), Черепов («Красный цветок»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Сабинин («Татьяна Репина»), Правдин («Недоросль»), Креон («Эдип в Колоне»), Нелькин («Дело»), Вальма («Лорд Квекс»), Ераст («Сердце не камень»), Борис («Гроза»), Мухин («Где тонко, там и рвется»), герцог Деновалин («Шут Тантрис»).
С 1902 преподавал актерское мастерство на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища совместно с В.Н. Давыдовым. Весной 1910 состоялся выпуск очередного класса Давыдова и Петрова.
В августе актер, подвергшийся резкой критике А.Р. Кугеля, Л.М. Василевского, Л.Я. Гуревич и других рецензентов за игру в чеховских спектаклях и «Женитьбе» Гоголя, объявил о своем уходе из АТ. Петров принял приглашение антрепренера М.Ф. Кирикова и со следующего сезона выступал в Перми и Екатеринбурге.
Другие роли в АТ: Вознесенский («Ранняя осень»), Лесницкий («Тайна»), Шленк («Жизнь Илимова»), Лестов («Модная лавка»), Опочинин («Боярин Нечай-Ногаев»), Парголов («У страха глаза велики»), Соланио и принц Мароккский («Венецианский купец»), Ланге («Перед свадьбой»), фон Бухен («Блестящая карьера»), Ипполит Петрович («Волшебная сказка»), Рыбачев («Светит, да не греет»), Брандт («Честь»), Валентин («Фауст»), вестник («Антигона»), Лопахин («Вишневый сад»), Войницкий («Дядя Ваня»), Кочкарев («Женитьба»), Львов («Иванов»).
Лит.: ЕИТ. 1892/93–1910/11; Homo novus [А.Р. Кугель]. По театрам // ТиИ. 1909. № 38. С. 650; Хроника // ТиИ. 1910. № 31. С. 578; Юрьев (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2435.
Сбоева, С. Петров В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 549.
Читать далее