В АТ гл. режиссер 1896–1900, 1916–1922 (с перерывом 1918–1919), режиссер 1922–1926.
Из семьи почтмейстера, учился в Орловской гимназии, затем в Константиновском межевом институте в Москве. Не окончив его, в 1875 ушел «в народ». С юности став приверженцем идей позднего народничества, Карпов всю жизнь служил им и разделил судьбу многих своих товарищей. Его несколько раз арестовывали в связи с народнической деятельностью (в 1878, в 1879, 1880), сажали в тюрьму, ссылали в разные города (Вологда, Усть-Сысольск, Великий Устюг (1882–1885)). Только в 1885 Карпов освободился от надзора полиции. Жил в Орле и Москве, принимал участие в постановках своих пьес в московских частных театрах. В 1887– 1888 был помощником режиссера и актером в ярославском театре.
В 1888 переехал в Петербург, писал очерки и пьесы. В 1892 стал режиссером Невского общества устройства народных развлечений, создал любительскую труппу в с. Рождествено. В 1895 А.С. Суворин пригласил Карпова главным режиссером в организованный им Театр Литературно-артистического кружка (затем — Театр Литературно-художественного общества). Там Карпов проработал один сезон. Затем он возвращался туда дважды в (1900–1908 и в 1914–1915).
В 1896–1900 Карпов был главным режиссером АТ, в 1908–1909 — Нового театра Ф.Н. Фальковского, в 1912–1913 — Русского драматического театра А.К. Рейнеке. С 1911 был президентом общества Островского. В 1922 руководил Вольной студией в Петрограде.
Карпов пришел в 1896 в АТ сложившимся человеком. Его перу принадлежало немало пьес (первые он написал еще в ссылке — «По разным дорогам», 1879, «Тяжкая доля», 1881), в них он представал верным последователем Г.И. Успенского. Темами его пьес были противоречия пореформенной деревни («На земской ниве»), сложность положения фабричных рабочих («Житье привольное», «Рабочая слободка»), аморальность новой буржуазии («Рай земной»), служение деятелей искусства народу («Жрица искусства»), отчужденность людей друг от друга («Ранняя осень»). Последние четыре в 1891–1893 шли на сцене АТ. В период своего режиссерства Карпов поставил пьесу «Мирская вдова» (1897).
В режиссерской практике Карпов всегда ориентировался на постановку качественной драматургии и таким образом поднимал престиж театра и актерского искусства. Для него режиссер — организатор художественной жизни театра, способный «по возможности глубже заразиться теми чувствами, которыми жил драматург, создавая свое произведение, слиться с ним душой, заставить свою душу жить чувствами писателя и затем уже передать это всем актерам, декораторам, бутафорам, заражая их теми чувствами, какими живет он, режиссер» (ТиИ. 1908. № 3. С. 60. — Е.П. Карпов). Где бы Карпов ни служил — будь то новое театральное дело или прославленный АТ, — он всегда оставался именно главным режиссером.
Появление Карпова в АТ в мае 1896 описал Ю.М. Юрьев: «Он носил тогда красную косоворотку, высокие сапоги и черный широкий сюртук. Жгучий брюнет с окладистой черной бородой — Жук, как прозвали его актеры. Бытовой говорок с открытыми гласными. Характера был экспансивного» (Юрьев. Т. 1. С. 381). В АТ Карпов сделал ставку на полноценный репертуар. Он вернул на сцену многие пьесы Островского, ставил инсценировки по произведениям. Достоевского, «Маленькие трагедии» и «Бориса Годунова». Он тщательно следил за бытовой и исторической правдой. Хроника «Бирон» (1899) привлекла зрителей портретными зарисовками исторических лиц и реалиями старого Петербурга. Спектакли по пьесам Островского по своей бытовой достоверности были признаны одними из лучших. Вместе с тем излишний бытовизм сделал неудачной его постановку «Маленьких трагедий». В «Чайке» (1896), первой постановке пьесы Чехова на сцене, Карпов лишь приблизился к постижению авторского замысла.
Сильная труппа АТ сопротивлялась режиссерскому диктату Карпова. Своей единомышленницей он мог считать одну В.Ф. Комиссаржевскую. Он оказался на перепутье между старым и новым театром. Приспосабливаясь к стереотипу александринцев, Карпов выстраивал действие вокруг главного героя, чем обеднял постановки, особенно это сказалось в «Чайке». Выражая недовольство актеров, Ю.М. Юрьев писал о режиссерском примитиве Карпова, ценившего в актерах только «эмоцию» и «чернозем». «Павильон, диван налево, диван направо, стол перед ними и стулья сбоку», — так он характеризовал карповскую режиссуру (Там же. С. 384). Конечно, эти слова писались через много лет, в свете дальнейших достижений режиссуры, но и при этом Юрьев не смог не отметить положительные черты Карпова — режиссера. Он умел работать с актерами. Приступая к репетициям, он имел четкий план постановки, в процессе работы многое подсказывал актерам, заставлял их вникать в биографии действующих лиц. Режиссерские экземпляры Карпова показывают, что он тщательно размечал мизансцены, наполняя их не только примитивно-разводным, но и психологическим смыслом. Однако до создания целостного актерского ансамбля Карпов подняться не мог. С 1900 по 1916 Карпов работал в других коллективах.
В 1916 пригласили Карпова в АТ, чтобы спасти театр от разброда и угасания. Карпов ставил своей задачей максимально использовать индивидуальные артистические силы. Основной упор он делал на классику, о чем декларативно заявлял в «Объяснительной записке» 1922 (см.: Сов. театр. Документы и материалы, Русский советский театр, 1921–1926. Л.; М., 1962. С. 311–312). Его режиссерский почерк не изменился, он остался все тем же бытовиком, озабоченным натуралистически верным воспроизведением жизни. В «На дне» (1919) его увлекала передача скрипа напильника Клеща, а не пафос горьковских слов о человеке. Пьесы Островского («Доходное место», «Невольницы». «Бесприданница», «Волки и овцы» и мн. др.) ставились Карповым с соблюдением жизненной правды. Оставшись после 1922 очередным режиссером, Карпов трудился в меру своих сил. Он оставил немало ценных воспоминаний об актерах АТ, живые портреты Стрепетовой, Комиссаржевской и др.
Соч.: Нар. драмы. М., 1897; Драм. соч. М., 1909. Т. 1; О Стрепетовой // ТиИ. 1903. № 42. С. 769–770; № 43. С. 792–794; Актер-романтик: [О В.П. Далматове] // ТиИ. 1912. № 8. С. 178–180; Восп.: (О Комиссаржевской) // Солнце России. 1914. № 5. С. 4; В.Ф. Комиссаржевская: Биогр. очерк; Вера Федоровна Комиссаржевская на сцене имп. АТ (1896–1902) // Сб. памяти Комиссаржевской. СПб., 1911. С. 1–36, 50–84.
Лит.: Брокгауз; Гранат; ССД; ЛЭ; КЛЭ; ТЭ; РП; Репертуар АТ (ук.); История рус. драматургии. Вторая пол. XIX — нач. XX в. До 1917. Л., 1987 (ук.); Дмитриев Ю.А. К истории рус. режиссуры 1880–1890-х годов // Театр и драматургия. Л., 1967. С. 248, 249; Золотницкий. Акад. театры… (ук.); Петровская И.Ф. Театр и зритель рос. столиц. Л., 1990 (ук.); Рыбакова Ю.П. В.Ф. Комиссаржевская: Летопись жизни и творчества. СПб., 1994 (ук.).
Арх.: РГАЛИ. Ф. 770; РО ИРЛИ. Ф. 550; РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 460.
Данилова, Л. Карпов Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 341-342.
Читать далее