Из «Ежегодника императорских театров» за 1895/1896 гг. Книга 1. С. 178-179:
«А.И. Вольф ( «Хроника», т. 1, стр. 80), констатируя громадный успех «Параши-Сибирячки», пишет: «Фабулою пьесы послужило действительное происшествие. Девица Лупалова пришла пешком в Петербург из Сибири, куда был сослан отец ее, для того, чтобы выпросить ему прощенье. Несмотря на всевозможные препятствия ей удалось подать лично просьбу Государю, и отец ее был прощен. Полевой обработал сюжет весьма искусно и сценично. На драму, однако, было наложено цензурное запрещение, но Асенковой все-таки удалось выручить пьесу. В антракте какого-то спектакля, на котором присутствовал покойные Император Николай Павлович, она решилась лично просить заступничества Его Величества за ни в чем неповинную Парашу. Государь благосклонно выслушал просьбу и велел представить себе рукопись. Через две недели бенефициантка получила пьесу обратно... veto цензуры было снято». Вся тогдашняя критика, с В.Г. Белинским во главе, удостоверяет в один голос колоссальный успех «Параши-Сибирячки» на сцене. «Такого блестящего приема пьесам на Александринском театре давно уже не было, как «Параше-Сибирячке». Автор ее, Н.А. Полевой, был три раза вызван, при громких рукоплесканиях и криках браво»...- заявляет хроникер журнала «Репертуар русского театра» (1840, кн. 1-я, стр. 5). Успеху пьесы Полевого, несомненно, содействовало в значительной степени и замечательное исполнение всех участвовавших артистов. «Игра Каратыгина, - по отзыву Белинского, - была по обыкновению торжеством сценического искусства со стороны художественного создания характера... Отличительный характер бенефициантки состоял в смелости, свободе, непринужденности, и если бы при всём этом видно было более нежности м теплоты, то мы не нашли бы довольно слов для выражения нашего восторга...» Твкие же хвалебные отзывы мы встречаем у него и об остальных исполнителях».
Читать далее