Персоналии
Славин Александр Павлович, артист, литератор
Славин Александр Павлович, артист, литератор
Персоналия
Славин Александр Павлович
Годы жизни
28.02(12.03).1814, Москва - 06(18).10.1867, Санкт-Петербург, похоронен на Волковском кладб.
Вид деятельности
Артист, литератор
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Протопопов. Отец актеров АТ А. А., Н.А. Славина и Н.А. Славиной (Рачковской). Жена — артистка АТ Н.П. Славина. Сын дьячка. Учился в Московской духовной семинарии, не окончил. Обучался в Московском университете и получил звание домашнего учителя. Воспитанник московского императорского Театрального училища. Занимал амплуа вторых любовников и благородных отцов. Выступал как трагик в провинции (Казань, Нижний Новгород). В 1839–1842 — артист московских театров. На сцене АТ дебютировал в 1844 в роли Гамлета («Гамлет, принц Датский»). В ней он копировал своего любимого актера П.С. Мочалова. Славин имел представительную наружность, он рассчитывал на успех, но критика сдержанно отнеслась к его исполнению. А.И. Вольф писал: «Большого таланта у дебютанта не нашлось. Исполнение было… посредственное с начала до конца» (Вольф, 1. С. 113). Другим критикам он показался холодным актером, в игре которого отсутствовали естественность и простота. Поступив в труппу театра, Славин стал дублером В.А. Каратыгина и переиграл множество роли из его репертуара: Кин («Кин, или Гений и беспутство»), Нино («Уголино»), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский»), Жорж («Тридцать лет, или Жизнь игрока»), потом перешел на роли второго плана и пробовал выступать в качестве его партнера, но, как отмечал Г.М. Максимов, не смог играть вместе с ним, поскольку, «как и все вообще провинциальные актеры, не имел привычки твердо выучивать ролей» (Максимов. С. 166). Однако в 1840-е Славин не без успеха играл роли: Лаэрта («Гамлет, принц Датский»), Трубецкого («Смерть Ляпунова»). В бенефис В.В. Самойлова он сыграл небольшую роль Левана («Майко»), и А.А. Григорьев нашел его исполнение удачным, отметив его «одушевленную игру», «верность этой игры обычаям страны, в которой происходит действие», «обдуманность слов» (Григорьев. С. 47, 48). После смерти Каратыгина он хотел занять его амплуа, взялся за роль Неизвестного («Параша Сибирячка»), но вскоре «принялся снова за благородных отцов» (Вольф, 1. С. 169). Славин также занимался литературной деятельностью, сочинял пьесы в жанре водевиля и исторические были. Другие роли: полицейский («Маскарад»), князь Лапушинский («Актер Яковлев»), этапный офицер («Жертва за жертву»), Юстиниан («Велизарий»), граф фон Лаубе («Заколдованный принц, или Переселение душ»), Кузьма, старый разбойник («Ермак Тимофеич, или Волга и Сибирь»), чиновник («Доходное место»), Микулин, дьяк («Димитрий Самозванец»), Гудвин, капеллан («Смерть Кромвеля»), Василий Шуйский («Елена Глинская»), граф Кент («Король Лир»), Горич («Горе от ума»), Антуан, капрал («Наполеоновский генерал, или Муж двух жен»), Флери, французский актер («Гаррик во Франции»), Лолов Виктор Петрович («Охтянка, или Чудо с чудаком»), Фердинанд («Смерть или честь»). Автор духовных книг, романов и драматических сочинений. Сочинения: Жизнь Вильяма Шекспира, английского поэта и актера. М., 1840; Лото в клубе, или На который-то номер сесть?!: Фарс-водевиль в 2 отд. СПб., 1846; Гаврила Иванович Михляев, казанский купец и фабрикант: Рус. быль в 1 д. с прологом из времен Петра Великого. СПб., 1846; Блокада крепости Костромы, или Русские в 1608 году: Ист. сцены в 3 отд. и 3 карт. СПб., 1856. Лит.: РБС; РП; Вольф, 1. С. 114, 115, 146; Максимов. С. 98, 107–108, 159; Григорьев (ук.); «Пантеон». 1846. Кн. 1. С. 25. Арх.: РГИА. Ф 497. Оп. 1. Д. 10298. Майданова, М. Славин А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 656-657.