Персоналии
Вальберхова (Валберхова) 1-я Мария Ивановна, артистка
Вальберхова (Валберхова) 1-я Мария Ивановна, артистка
Персоналия
Вальберхова (Валберхова) 1-я Мария Ивановна
Годы жизни
27.12.1788 (06.01.1789), Санкт-Петербург - 15(27).09.1867, Санкт-Петербург, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1807 — 1812, 1815 — 1854
Биография
Валберхова бóльшая. Родилась в семье И.И. Вальберха — солиста, балетмейстера и  педагога, автора многочисленных либретто и  пер., инспектора балетной труппы. Мать — С.П. Вальберхова (урожд. Ленц), танцовщица. Мл. сестра Любовь тоже была танцовщицей. Сестры М.И. Вальберхова, А.И. Рамазанова (урожд. Вальберхова) — актрисы драм. труппы. Атмосфера, царившая в доме, где часто бывали И.А. Дмитревский, И.А. Крылов, А.Д. Каратыгина, Е.И. Колосова, А.А. Шаховской, повлияла на формирование творческой личности актрисы. Брала уроки драм. иск-ва у Шаховского. Дебютировала 30 апр. 1807 в роли Антигоны («Эдип в Афинах»). В окт. того же года принята в труппу «на роли любовниц и принцесс в трагедиях, драмах и комедиях» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 111. Л. 1). Ее репертуар поначалу состоял из ролей, к-рые ранее играла Е.С. Семенова: Корделия в «Леаре» («Король Лир»), Кларанса («Влюбленный Шекспир»), Кассандра («Поликсена»), Электра («Электра и Орест»), Ольга («Пожарской») и др. Шаховской покровительствовал актрисе и видел в ней достойную соперницу Семеновой. Гастроли в Москве (дек. 1810 — февр. 1811) и доброжелательные отзывы моск. критиков упрочили его позицию. Актриса пленила москвичей своей красотой, умом, чистым и правильным произношением, грациозностью, подлинностью в  изображении чувств  — «быстрый переход от негодования к жалости и постепенно увеличивающаяся горесть выражены г-жою Валберховой без выученного жеманства» (ВЕ. 1810. Ч. 59. № 24. С. 305). Декламацией, составлявшей гл. в иск-ве актрисы на амплуа героинь классицистской трагедии, В. не владела, т. к. не обладала «сильной грудью» и  звучным громким голосом. «Страдая долгое время воспалением в горле» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 110. Л. 39), актриса понимала, что этот недостаток мешал ей соперничать с Е.С. Семеновой в ролях трагического репертуара. По свидетельству Р. М. Зотова, «долго продолжался спор между искусством, руководимым образованностью, и действующим и  самобытным гением, — наконец последний победил — и г-жа Валберхова отказалась от трагедии» (Драм. альбом. М., 1850. С. 135). В 1812 В. вынуждена была оставить сцену, очевидно, в связи с поражением в сц. дуэли и семейными обстоятельствами (умерла мать, и В. взяла на себя заботы о многочисленном семействе (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 111. Л. 2)). Первое выступление после перерыва состоялось 23 сент. 1815 в роли графини Лелевой в комедии Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Оно стало сенсацией сезона. «Валберхова была совершенно в  своем амплуа,  — констатировал П. Н. Арапов, — и заставляла забыть, что она актриса; в ее разговоре и манерах зритель видел светскую даму высшего общества» (Арапов. С. 238). В 1811 выступала в составе Молодой труппы п/р Шаховского на сцене Нового (Кушелевского) театра. В репертуаре были комедии и комич. оперы, и, играя в них, В. получала навыки синтетического актера. Уже первая комедийная роль раскрыла в ней большую актрису. С успехом играла Прелестину (Селимену) в «Мизантропе», Донну Эльвиру в «Дон Жуане», г-жу Дорсан в «Ревнивой жене», графиню Альмавиву в «Свадьбе Фигаро». Ее Наташа в комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» была признана лучшей в тогдашнем комедийном репертуаре. Актриса виртуозно показывала разные стороны характера своей героини. Наивная дурочка преображалась в большую умницу, робкая глупышка — в ученую даму. Наташа в таком темпе отвечала на вопросы премудрого дядюшки (А.Н. Рамазанов), что сцена экзамена шла под непрекращающиеся аплодисменты и смех зрителей. Постепенно сформировался круг ролей, исполняемых актрисой. Это, как правило, светская модница, благовоспитанная и любезная кокетка с прекрасными манерами и великолепной грацией. Все в личности актрисы, начиная с обворожительной внешности, соответствовало ролям изысканных светских женщин в совр. ей «салонной комедии». А.С. Пушкин, назвавший ее «прекрасной комической актрисой», считал, что она поступила «весьма благоразумно», сменив венец и  мантию трагической героини «для платья с  шлейфом и шляпки с перьями» (ПСС: В 10 т. М., 1958. Т. 7. С. 10). Наряду с героинями комедий, В. продолжала играть героинь трагедий и мелодрам, наделяя их чувствительностью и сентиментальностью. Характерны в этом плане роли в трагедиях Шиллера и Шекспира: Луиза и леди Мильфорд («Коварство и любовь»), принцесса Эболи и Елизавета Валуа («Дон Карлос»), Гертруда («Вильгельм Телль»), Амалия («Разбойники»), Елизавета («Мария Стюарт»), Гертруда («Гамлет»), Регана («Король Лир»), леди Анна («Жизнь и смерть Ричарда III»). В 1840-е перешла на амплуа благородных матерей. Ее занимали в спектаклях все меньше. Она играла жену Неизвестного («Параша Сибирячка»), леди Жеральд («Отцовское проклятие»), Сусанну («Заколдованный дом») и др. Белинский отмечал естественность игры В. — Сусанны: «Невозможно требовать более искусного выполнения роли, а  когда она умирает, убитая подозрением в  воровстве со стороны родного брата и  его угрозами пытки и  казни, то можно испугаться — уж и не вправду ли она умерла…» (III. С. 378). Тем не менее критик признавал, что «время ее уже прошло» (VIII. С. 534). В 1854 оставила сцену. Суть ее жизни была в служении театру. Актриса отказалась от брака, посвятив себя заботе о мл. бр., сестрах и племянниках. Ее уважали партнеры и друзья за исключительное чувство собственного достоинства, почитало начальство. В. отличалась безупречной честностью, славилась «истинно барской деликатностью и вежливостью со всеми без исключения» (Максимов. С. 260). Благодаря мужеству и ее настойчивости в преодолении цензурных препятствий впервые свет рампы увидели сцены из «Горя от ума», «Маскарада» и «Петербургский ростовщик», избранные актрисой для бенефисов. С 1832 по 1835 преподавала в петерб. имп. ТУ. Др. роли: Радугина («Пустодомы»), графиня Лелева («Какаду, или Следствие Урока кокеткам»), Эледина («Притворная неверность»), графиня Ноттингам («Елизавета и граф Эссекс»), Донна Изабелла («Кровавая рука»), Каролина Блумфельд («Валерия, или Слепая») и др. Пер.: «Невидимый свидетель, или Пустыня в лесу», анекдотическая драма с хорами и танцами в 3 д.; «Ужин одного за двух, или Кукла-соперница», комедия-водевиль в 1 д. Лит.: Брокгауз; РБС; БСЭ; ТЭ; Черейский; Лермонтовская энциклопедия; Арапов. С. 179, 180, 182,183, 189–191, 195, 196, 204, 206, 207, 214, 216, 239, 246–249, 251, 254, 255, 257, 261–263, 267, 268, 274, 277, 280, 281, 293, 296, 297, 299, 301, 302, 310, 314, 315, 317, 319, 328, 333, 337, 342, 347, 352–354, 359, 364, 365, 367, 369–371; Вольф, 1. С. 2–3, 16, 18, 22, 24, 31, 32, 39, 60, 61, 79, 80, 96, 97, 114, 131, 158, 177; Вальберх И. И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. М., 1948 (ук.); Загулина А. Г. Бенефисы М. И. Валберховой и их значение в театр. — общественной жизни Петербурга // Рус. театр и общественное движение. Л., 1984. С. 97–109; Она же. М. И. Валберхова и ее роль в театр. жизни Петребурга // Театр и лит-ра. СПб., 2003. С. 41–55. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 110, 111; Ф. 498. Д. 510. Ганичева, Н., Загулина, А. Вальберхова М.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 143-144.