Вернуться
"Новая школа мужей", Зотов Р.М., 17.10.1845
"Новая школа мужей", Зотов Р.М., 17.10.1845
Название спектакля
"Новая школа мужей"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 5 д. в стихах
Автор произведения
Зотов Рафаил Михайлович - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
История создания
Действие происходит в Санкт-Петербурге, через два года по заключении мира при Кучук-Кайнарджи. Спектакль прошел 3 раза в октябре-ноябре 1845 года. 4 октября из-за болезни артистки Н.В. Самойловой вместо заявленной пьесы «Новая школа мужей» давали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». «17-го октября. Наконец мы дождались и «Новой школы мужей», так давно уже обещанной публике. В печати она явилась раньше, чем на сцене, и потому об ее литературном достоинстве публика могла судить прежде, чем о сценическом. Главная идея пьесы заключается в том, что первая основа счастия в семейной жизни - доверчивость. Появление пятиактной комедии в век водевилей и полек - весьма приятное явление. Публика слушала со вниманием, местами аплодировала с шумом, по окончании пьесы вызывали автора. Было тут, конечно, как всегда и везде, несколько господ, шипевших по окончании пьесы; но так как всем было известно, почему и для чего шипели эти господа, то на них никто и не обращал внимания. Нас даже чрезвычайно забавляли все их усилия... Комедия была разыграна удовлетворительно, артисты сделали все, что могли. Госпожа Самойлова 2-я в первых двух актах была прекрасна, в остальных, от которых требовалось более чувства - заметно слабее. Госпожа Самойлова 1-я была не совсем наивна. Очень хороши были гг. Мартынов и Сосницкий. Первый в особенности, из незначительной роли умел создать лицо в высшей степени комическое. Талант этого артиста становится заметно выше день ото дня. Господин Мартынов истинное украшение нашей труппы. Господин Григорьев и Максимов играли с чрезвычайным старанием. Госпожа Вальберхова очень бы хорошо читала свою роль, если бы только ее можно было слышать. Уважая вполне госпожу Вальберхову, как артистку с замечательным талантом и в свое время необходимую для сцены, мы с сожалением видим, что она настоящею игрою роняет свою прошедшую славу. Голос у нее теперь до того слаб, что ее едва можно расслышать из первых рядов кресел. Остальные же ряды должны по пантомимам угадывать то, что она говорит. Полную благодарность Дирекции за прекрасные костюмы Екатерининских времён, в которые были одеты все действующие лица комедии. Заметим однако же, что госпожам Самойловым для сценического эффекта не следовало бы одеваться почти в одинаковое платье. Это было чрезвычайно неприятно для глаз. Госпожам Самойловым, которые всегда одеваются с большим вкусом, должно быть известно, что сценические условия простираются даже на костюмы». (Театральная летопись //Репертуар и пантеон: театральное обозрение. 1845. Том XII. Книжка 11. С. 54-55.