Вернуться
Самойлова 1-ая Надежда Васильевна, артистка
Самойлова 1-ая Надежда Васильевна, артистка
Персоналия
Самойлова 1-ая Надежда Васильевна
Годы жизни
06(18).01.1818, Санкт-Петербург - 18(30).03.1899, Санкт-Петербург, Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, в 1931 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Макшеева. Представительница династии Самойловых, дочь В.М. и С.В. Самойловых. Как и ее сестры, воспитывалась в частном пансионе для благородных девиц госпожи Ферай. Музыкальная от природы, Самойлова еще ребенком увлекалась пением, танцами и чтением стихов, мечтала о сцене. Родители всерьез задумывались об оперной карьере дочери, но судьба распорядилась иначе. На сцену АТ Самойлова впервые вышла в 1838, в бенефис своей матери, дебютировала как водевильная актриса в роли Веры («Матушкина дочка»). Была благожелательно принята и публикой, и критикой: «Голос новой дебютантки обширен, чист, звучен; она может, со временем, занять блистательное место между оперными артистами. Лицо у ней сценическое: черты резкие, черные глаза очень выразительны, талия стройная. Если она останется на сцене, Александринский театр получит значительное приобретение. Г-жа Асенкова не может играть одна всех ролей. Девица Самойлова вовсе не похожа на г-жу Асенкову по роду характера: в первой преобладает французская вертлявость и живость, а во второй — немецкое простодушие и наивность. Роли будут разделяться между ними с величайшими удобствами, сами собою» (СП. 1838. 14 сент.). Успешный дебют предопределил поступление Самойловой в драматическую труппу на амплуа инженю в водевилях. Актриса играла много, быстро набирала опыт, ее действительно все чаще и чаще сравнивали с В.Н. Асенковой как равную с равной: «В роли Сусанны мы видели двух артисток-соперниц — г-жу Асенкову и Самойлову… В первом акте пьесы победу унесла г-жа Асенкова своей оживленной, наивной мимикой; во втором пальма первенства принадлежит г-же Самойловой, которая веселостью, умною, скромною игрою и непритязательностью восхищала зрителей» (СП. 1840. 17 февр. — Ф.А. Кони). В сезоне 1839/40 положение Самойловой в труппе определялось так: «она заняла амплуа первых любовниц в водевиле и успела в самое короткое время сделаться любимицею публики» (Репертуар русского театра. 1840. Т. 2. Кн. 9. С. 44. — Р.М. Зотов). После смерти Асенковой в 1841 Самойлова заменила ее во многих ролях. Самойлова обладала выразительной мимикой, хорошим голосом и способностями к подражанию, имитации и трансформации. Актриса легко играла и разновозрастные роли, и роли с переодеванием, и роли с имитацией тогдашних театральных знаменитостей или пародией на них: («Мнимая Фанни Эльслер, или Бал и концерт»), Олинька («Цыганка»), в «Бедовой девушке» исполняла арию, представлявшую пародии на известных петербургских артистов — Д. Гризи, Ф. Эльслер, Л. Вольнис, Э. Фреццолини и др.). В 1848 Самойлова вышла замуж за морского офицера Макшеева, который ради сценической карьеры жены огромными усилиями добился отставки и перешел на гражданскую службу — чиновником особых поручений в Министерство внутренних дел. Актриса оставила сцену в 1859 по собственной воле: перешагнув 40-летний возрастной рубеж, Самойлова вынуждена была проститься со своими неизменно юными героинями. Другие роли: Лиза («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Анета («Комедия с дядюшкой»), Лелев («Гусарская стоянка, или Еще подмосковные проказы»), Лизанька («Жених, чемодан и невеста»), Катенька («Бедовая девушка»), Капитанша («Бойкая барыня»), Любаша («Царская невеста»), Вольская («Средство исправлять вспыльчивых жен») и др. Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Вольф, 1. С. 3, 72, 76, 78, 81, 82, 86, 87, 93, 97, 102, 104, 105, 109, 110, 113–115, 120, 125, 127, 132, 136–139, 157, 159, 168, 169, 177; Вольф, 2. С. 74, 84, 93, 102, 103, 112, 121, 129, 138, 146, 156, 177, 189, 200, 210; Вольф, 3. С. 9–11, 15, 17, 18, 98; Крылов В.А. Сестры Самойловы: (Из театр. восп.) // ИВ. 1898. Т. 71. Кн. 1. Янв. С. 127–156; Кн. 2. Февр. С. 514–548; Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене АТ. [Л.], 1935 (ук.); Сахновская-Панкеева А. Надежда Самойлова // ПТЖ. 1996. № 11. С. 4–7; Сюжеты, 2. С. 92–112. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10530; Д. 11289. Ряпосов, А. Самойлова Н.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 629-630.
Cпектакли
"Гусарская стоянка, или Ещё подмосковные проказы", 1835 (Лелев, гусар)
"Матушкина дочка, или Суматоха на даче", 1837 (Вера ( дебют в бенефис С.В. Самойловой в 1838 г.))
"Гамлет, принц Датский", 1837 (Офелия)
"Цыганы", 1838 (Земфира (1845))
"Студент, артист, хорист и аферист", 1838 (Аннета Штаубе, компаньонка Наташи)
Показать все (127)