Из петербургских мещан. Мальчиком служил копиистом в Почтовом департаменте. Увлекшись театром, добился выступления на сцене и был принят в Театральную школу (1820–1826). Готовился в музыканты, хорошо играл на виолончели, но уже через год после поступления стал учиться у А.А. Шаховского, открывшего в нем драматический талант. Григорьев 1-й, по определению Ф.А. Кони, — «grande utilite» АТ; «иные роли играет довольно успешно, других почти никогда не портит» («Пантеон». 1842. Ч. 1. С. 42). «Нет ни одного сценического амплуа, в котором бы он не испытал своего дарования, — писал др. критик. — И что удивительнее всего: он во всем имел успех» («Пантеон». 1841. Ч. 1. Кн. 2. С. 49. — Р. М. Зотов). По мнению А.И. Вольфа, он «актер второстепенный, но воспитанный в хорошей школе» (Вольф, 1. С. 104).
Дебютировал воспитанником (нояб. 1824), сыграв одного из рыбаков в комедии Шаховского «Финн», а также ученика Ксанфа («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»). Должен был исполнять роль Чацкого в школьной пост. «Горя от ума» Грибоедова, но в последний момент пьеса была запрещена; при первой постановке комедии (1831) играл Скалозуба. Выступал в основном в комедиях и водевилях; нравился современникам естественной и непринужденной игрой. Он был хорош в ролях простых людей, особенно солдат; «хорошо и верно умел проявлять чувства простой, грубой души, был мастером передавать патриотические сцены и петь такие же куплеты» (Максимов. С. 83). Это роли: Жан-Луи («Шесть лет разлуки»), Кобрин («Елена, или Она замужем»), Маренго («Катерина, или Золотой крест»), сержант Блум («Влюбленный рекрут»), Кремнев («Кремнев, русский солдат»). После исполнения роли Кремнева А. И. Вольф писал: «С тех пор солдатский тип сделался его достоянием» (Вольф, 1. С. 78). «Настоящим русским солдатом» он оставался на протяжении всей сценической деятельности. Выступал в классическом репертуаре: Скалозуб, Фамусов («Горе от ума»), Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»), Дикой («Гроза»), Русаков («Не в свои сани не садись»), Муромский («Свадьба Кречинского»), Вишневский («Доходное место»). Хотя в критике и отмечалось, что его Скалозуб похож на фельдфебеля, Фамусов — на ефрейтора или департаментского сторожа, а Вишневский — то на героя мелодрамы, то на Кремнева, в целом опытность, профессионализм, громадная практика позволяли актеру справиться почти с любой ролью. Но в роли Фальстафа («Виндзорские кумушки») он «смешил зрителей своим костюмом — громадно-толстым брюхом, обтянутым желтой лайкой, огромными сапогами с еще огромнейшими шпорами, семимильным палашом, который громко стучал по полу, накладными красными щеками и носом — одним словом, он был Фальстафом только по внешнему виду» (ЛПРИ. 1838. 28 мая. С. 436). Касаясь исполнения «молодого, возвышенного душою» Мортимера («Мария Стюарт») и характеризуя Г. как «артиста умного, но не созданного для патетических ролей», современники отмечали: «Страстные изъяснения Мортимера венценосной узнице, его благородное презрение к казни, жаркие упреки подданным Елизаветы, предсмертная молитва, самоубийство — все это было передано г. Григорьевым без малейшего одушевления» (ЛПРИ. 1838. 19 нояб. С. 932).
Был одним из ведущих драматургов-водевилистов. Его перу принадлежит ок. 70 оригинальных сочинений, которые шли на сцене АТ. Герои комедий и водевилей — актеры, журналисты, крестьяне, солдаты, чиновники. Сочинял куплеты, отличавшиеся остроумием и живостью. Наиб. популярными были водевили: «Дочь русского актера», «Комедия с дядюшкой», «Андрей Степанович Бука, или Кто не плясал по женской дудке», «Житейская школа». Преподавал в петербургском императорском Театральном училище; среди его учеников А.Е. Мартынов и Ю.Н. Линская.
Др. роли: Добров («Ябеда»), Бригадир («Бригадир»), Бодвин («Денщик»), Бельский («Смерть Иоанна Грозного»), Осип («Ревизор»), Ричард («Жизнь и смерть Ричарда III»), Бургашар («Девица-отшельница»), Лаэрт («Гамлет»), Родольф («Венецианская актриса»), Бернар («Царство женщин, или Свет наизнанку»).
Соч.: Театр П.И. Григорьева. Т. 1–5. СПб.; М., 1869–1872; Старый рус. водевиль. М., 1937. С. 539–575; Рус. классические водевили. М., 1945. С. 96–117; Рус. водевиль. Л.; М., 1959. С. 315–346; Рус. водевиль. М., 1970. С. 223–306; Рус. водевиль. М., 2008. С. 499–540.
Лит.: Брокгауз; Геннадии; КЛЭ; ТЭ; РП; Белинский. I, III–V, VIII, XI–XII (ук.); Вольф, 1. С. 3, 8, 9, 22–25, 31, 35, 40, 45, 47, 53, 54, 60, 63, 69, 71, 72, 75, 76, 80, 81, 83, 86, 88, 89, 91, 94, 96, 97, 100, 101, 104, 105, 109, 110, 113–115, 120, 126, 131, 136–138, 144, 145, 168, 175, 176; Вольф, 2. С. 73, 83, 92, 101, 111, 120, 128–129, 137, 145, 155, 165, 176, 188, 199, 209–210; Вольф, 3. С. 9, 11, 12, 14, 16, 18–21, 23, 27, 30, 32, 35, 38, 39, 44, 47; Драм. альбом. М., 1850. С. 136, 143, 145; Григорьев (ук.); Григорьев А.А. Эстетика и критика. М., 1980 (ук.); Алексеев. С. 14, 17, 39, 40, 45; Нильский А.А. Закулисная хроника, 1856–1894. 2-е изд. СПб., 1900. С. 119–123.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп.1. Д. 2211.
Майданова, М. Григорьев П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 232-233.
Читать далее