Вернуться
Самойлова 2-ая Вера Васильевна, артистка, педагог
Самойлова 2-ая Вера Васильевна, артистка, педагог
Персоналия
Самойлова 2-ая Вера Васильевна
Годы жизни
10 (22).11.1824, Санкт-Петербург - 08 (20).11.1880, Санкт-Петербург, похоронена на кладб. Троице-Сергиевой приморской пустыни, в 1931 прах перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Артистка, педагог
Период работы в театре
Биография
В замужестве - Мичурина. Представительница династии Самойловых, последняя из 14 детей В. М. и С.В. Самойловых. Дети Самойловой и офицера А.М. Мичурина — актеры Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова и Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов. Актерскому искусству училась у своей сестры — домашнего театрального педагога Любови Васильевны Самойловой. Как и ее сестры, воспитывалась в частном пансионе для благородных девиц госпожи Ферай. В отличие от сестер, Марии и Надежды, Вере не давались ни пение, ни музыка, она была сдержанна, сосредоточенна. Дебютировала в 1841 в бенефис сестры Надежды Васильевны в роли Вареньки Васильчиковой («Князь Серебряный, или Отчизна и любовь»), страдающей в литовском плену и спасенной князем Серебряным. Критика бранила пьесу Н.И. Филимонова (по пов. А.А. Бестужева-Марлинского «Наезды») и превозносила дебютантку. Ф.А. Кони писал: «Она одарена природою прекрасными способностями… В ней есть тот клад сценический, который обещает талант, именно — теплота и неподдельное чувство» (ЛГ. 1841. 22 нояб.). Официально в труппу АТ Самойлова была принята летом 1842 как Самойлова 3-я, а с окт. 1843, после ухода со сцены матери, Самойлова стала числиться там Самойловой 2-й. В начале артистической карьеры Самойлова играла роли молодых любовниц в трагедиях, мелодрамах и романтических драмах: Ифигения («Ифигении в Авлиде»), Амалия («Разбойники»), Вероника («Уголино»), Микаэла («Дочь Карла Смелого») и др. А.М. Каратыгина покровительствовала Самойловой, видела в ней свою преемницу, но сильные драматические роли не соответствовали индивидуальности юной актрисы. О воплощении образа Микаэлы А.А. Григорьев писал: «Г-жа Самойлова играла, конечно, не Микаэлу дикой драмы, а играла (как и везде) женственность, поставленную в исключительное положение» (Григорьев. С. 88). Женственность в различных ее оттенках и вариациях и стала основой сценических созданий актрисы. Большой удачей Самойловой стала роль Софьи в «Горе от ума». В 1844 актриса в образе Софьи Павловны «была холодна, но очень красива и представительна» (Шуберт А. И. Моя жизнь. Л., 1929. С. 68–69). Благодаря упорству исполнительницы ее сценическое создание развивалось и в конечном счете стало ее торжеством. А.А. Григорьев писал: «Г-жа Самойлова 2-я с течением времени совершенствуется: лучше сыграть роль Софьи Павловны, по нашему мнению, невозможно» (Григорьев. С. 41). Сходную мысль в 1846 высказал Р.М. Зотов: «Софья Павловна одна из самых трудных ролей репертуара, и, несмотря на это, В.В. Самойлова сыграла ее превосходно. Нам всегда приятно отдавать справедливость этой милой актрисе, которая день ото дня совершенствуется» (СП. 1846. 29 апр.). А.А. Григорьев высоко ценил специфику исполнения Самойловой шекспировских ролей: «…не прелесть силы, а прелесть слабости составляет особенное свойство ее наружности: это, собственно, не образ, обозначенный рельефно, а светлый призрак, легкое воздушное видение — и потому едва ли можно найти что-либо лучше г-жи Самойловой для представления Шекспировых женщин: и Дездемону, и Офелию, и Юлию, и Миранду, и Титанию, и Розалинду, и даже честолюбивую, но женственно-слабую леди Макбет с равным успехом может играть г-жа Самойлова» (Григорьев. С. 80). Наибольшим успехом Самойлова пользовалась в ролях светских женщин в салонных комедиях, в которых проявились лучшие черты ее актерского искусства: легкость, грациозность, изящество и безукоризненность светских манер, умение быть элегантной в сценических туалетах, отточенное мастерство ведения диалога. Важнейшим этапом в артистической судьбе Самойловой стала ее встреча с драматургией И.С. Тургенева. Роль Маши, которую Самойлова сыграла в 1949 в «Холостяке» в партнерстве с гастролировавшим в Петербурге М.С. Щепкиным — Мошкиным, мало отличалась от привычных для актрисы сценических героинь. Зато подлинным театральным событием явились ее Дарья Ивановна («Провинциалка») и Вера Николаевна («Где тонко, там и рвется») — в пьесах, написанных автором специально для Самойловой. Особенно хороша она была в «Провинциалке» вместе со своими великими партнерами — А.Е. Мартыновым и братом В.В. Самойловым. Ф.А. Кони писал: «Эта маленькая комедия разыгрывается на нашей сцене с редким совершенством. Г. Самойлов в роли графа превосходно схватил все типические черты этих устарелых любезников высшего общества; г-жа Самойлова 2-я чудо как мила в кокетливой провинциалке; а г. Мартынов дополняет это трио в роли Ступендьева своим серьезным и в высшей степени естественным комизмом» («Пантеон». 1851. Т. 1. Кн. 2. С. 24). Не случайно именно в 1851 критик констатировал: «Два главных качества г-жи В. Самойловой: женственность… и задушевность… качества, очень редко встречаемые в русских артистках. К ним надо присоединить третье качество как непременное их последствие: высокое приличие. Никогда не подметите вы в игре ее действия, не свойственного хорошему обществу, напоминающего о закулисной непрезентабельности обращения, о необразованном вкусе и дурном воспитании» («Пантеон». 1851. Т. 2. Кн. 3. С. 2. — Ф. Кони). Весной 1851 состоялись гастроли Самойловой в Москве, которые прошли с огромным успехом и растянулись на небывалый для того времени срок — 3 месяца. В 1853 Самойлова вынуждена была покинуть сцену: она вышла замуж за давнего поклонника ее таланта полковника А.М. Мичурина. Тоскуя по театру, Самойлова играла в благотворительных и домашних спектаклях, в 1861–1863 преподавала в петербургском императорском Театральном училище. После смерти мужа в 1877 открыла частную школу драматического искусства. Среди ее учениц Н.П. Анненкова-Бернар, А.Я. Глама-Мещерская, Р.А. Потехина и др. Другие роли: княгиня Томилова («Прихоть кокетки»), Лавская («Проказы барышень на Черной речке»), Матильда («Женский ум лучше всяких дум»), Евгения («Светский случай»), Колпакова («Муж, достань мне собачку!»), Марианна («Скупой), Эльмира («Тартюф»), Татьяна («Евгений Онегин»), Ольга («Владимир Заревский»), Вера («Наказанная кокетка, или Замужняя вдова»), Елагинская («Андрей Степанович Бука, или Кто не плясал по женской дудке»), Вельская («Поездка за границу»), баронесса Дюрвиль («Женская дружба, или Молодые вдовушки»), Елизавета Федоровна («Браслет и прочее»), Вера Васильевна («Белая камелия, или Маскарад в дворянском собрании»), Озерская («Житейская школа») и пр. (всего ок. 200 ролей). Лит.: Брокгауз; ТЭ; РБС; Вольф, 1. С. 5, 92, 97, 101, 114, 118–120, 124, 126, 132, 136, 137, 139, 143, 144, 150–152, 157, 159, 169, 170; Вольф, 2. С. 84, 94, 103, 112, 121, 129, 130, 138, 146, 156, 166, 177, 189, 190; Крылов В.А. Сестры Самойловы: (Из театр. восп.) // ИВ. 1898. Т. 71. Кн. 1. Янв. С. 127–156; Кн. 2. Февр. С. 514–548; Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене АТ. [Л.], 1935 (ук.); Сюжеты. С. 51–80. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8942, 10404, 12263; Оп. 2. Д. 13541, 17946. Золотницкая, Т., Ряпосов, А. Самойлова В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 627-628.