Спектакль шел 2 раза: 1822 — 1, 1823 — 1
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
«19 июня 1822 года на сцене Большого (Каменного) театра Санкт-Петербурга впервые была представлена комическая опера в двух действиях «Лунная ночь, или Домовые». Петр Александрович Муханов и Пимен Николаевич Арапов написали либретто по просьбе композитора Александра Александровича Алябьева. У театрального летописца П. Н. Арапова мы находим сообщение о том, что: «Петр Александрович Муханов был хорошо знаком с А. А. Алябьевым, который желал написать музыку для какого-нибудь оперного либретто; уговорил меня, он составил из довольно забавного сюжета пьесу, и мы смастерили ее вдвоем с Мухановым».
А. А. Алябьев, герой войны 1812 года, впоследствии автор известного романса «Соловей» (1826) на стихи Антона Антоновича Дельвига, пользовался в начале XIX века большой популярностью. Так случилось, что музыка к опере «Лунная ночь, или Домовые» была дебютным музыкальным произведением композитора для театральной сцены.
Капельмейстер Катерино Альбертович Кавос «отдавал справедливость мастерской оркестровке молодого композитора»*, когда легкая и светлая мелодия кружила под сводами театра. «Музыка Алябьева удалась». Комическая опера была выбрана Елизаветой Семеновной Сандуновой для своего бенефиса.
Действие оперы переносит зрителя в атмосферу русской усадьбы начала XIX века. Усадьба принадлежит помещику Трусимову, семья которого прибывает в замешательстве: с некоторых пор по ночам в их саду слышны голоса. Служанка Оленька, предполагает, что это домовые и однажды, отец и мать решают узнать кто нарушает их спокойствие. Захватив ружье, отец бодрым шагом уходит в сад, где они с женой застают две фигуры «домовых». Выстрел. Фигуры падают. Гордые супруги удаляются в дом. Но «домовые» оживают — это Армидин и Схваткин, женихи Маши и Оленьки. Затем появляется и жених Лизы, гусарский офицер Разрубов. Они молоды и влюблены. Спектакль заканчивается согласием родителей на свадьбу дочерей: замечательный водевильный сюжет для завершения театрального вечера.
Бенефициантка Е. С. Сандунова исполнила роль жены помещика Трусимова. Пятидесятилетняя певица и актриса, по-прежнему демонстрировала в первых ролях «благородных матерей» меццо-сопрано редкой красоты и широкого диапазона. По воспоминаниям «в её творчестве было достигнуто единство вокального и сценического начала». Петр Васильевич Злов, имея густой бас, выступил в роли «благородного отца» Трусимова.
Александра Ивановна Иванова сыгравшая его дочь Лизу, очаровывающая публику чистым и высоким голосом, была особенно отмечена в «увертюре и дуэте: „Так поцелуй в любви залог!”, который пела вместе с Самойловым». Вторую дочь — Машу играла Мария Федоровна Монруа (Шелихова 1-я, старшая). Обладательница великолепного сопрано в «Лунной ночи» ярко проявила себя, исполняя партию, звучным приятным и мягким тембром. Елена Яковлевна Сосницкая (жена актера Ивана Ивановича Сосницкого) — прелестная служанка Оленька, по свидетельству современников, не имела большого голоса, но за хорошую технику пения ее и любила публика. Григорий Федорович Климовский (настоящая фамилия Иваницкий) был лирическим тенором, и роль студента Армидина была написана словно для него. Василий Михайлович Самойлов в партии гусарского офицера произвел впечатление «неслыханным тенором» огромного приятного звучания. Публика приветствовала его пение аплодисментами. Приказной Схваткин — Александр Николаевич Рамазанов, был «проникнут веселостью». Современники считали Рамазанова отличным актером, лучше всего ему удавались роли комиков, он отлично танцевал, его талант был многогранным. Опера понравилась зрителю: замечательная музыка, прекрасный актерский состав, веселый и легкий сюжет. Особенно отличились в спектакле В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова и А. И. Иванова: всякий раз, когда давалась «Лунная ночь, или Домовые», публика неоднократно вызывала их на подмостки и долго рукоплескала».
Читать далее