Персоналии
Сандунова (Уранова) Елизавета Семёновна, артистка, певица
Сандунова (Уранова) Елизавета Семёновна, артистка, певица
Персоналия
Сандунова (Уранова) Елизавета Семёновна
Годы жизни
30.08.(10.09).1772, Санкт-Петербург ? - 23.11(05.12).1826, Москва, похоронена на Лазаревском кладб.
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
1791 — 1794, 1812 — 1822
Биография
В девичестве Федорова, по сцене Уранова до 14 февр. 1791. Точных документальных сведений о происхождении Сандуновой нет; по достаточно обоснованному предположению, Сандунова родилась в семье придворного обрусевшего немецкого музыканта Фридриха (писавшегося по-русски Федором) Вагнера (см.: ПКНО. 2004. С. 234. — Л. Старикова). Воспитывалась в петербургском императорском Театральном училище, обучалась сначала, вероятно, танцам, потом «певческому» искусству (АДИТ. Отд. II. С. 323, 395); драматическое искусство Сандуновой преподавал И.А. Дмитревский, вокал — Мартин-и-Солер. Обладала необыкновенно привлекательной внешностью, грацией, ярким актерским талантом и незаурядным голосом — меццо редкой красоты, широкого диапазона, позволявшее Сандуновой исполнять и колоратурные партии. Дебютировала еще воспитанницей в роли Амура в комической опере «Диянино древо, или Торжествующая любовь» (1790). Официально Сандунова была «выпущена из школы в певицы» 18 марта («с 12 числа») 1791 с окладом в 500 руб. в год (ПКНО. 2001. С. 136. — Л. Старикова), а 14 февраля она была обвенчана «в придворной малой церкви» с актером Силой Николаевичем Сандуновым «по соизволении» (см.: Там же. С. 131) самой Екатерины, которой «Лизанька» подала прошение прямо со сцены во время спектакля с жалобой на домогательства графа Безбородко и с просьбой соединить ее «с равным ей по званию» (см.: Нева. 1972. № 3. С. 70–81. — К. Куликова). В июне 1792 Сандунову «пожаловали» увеличением оклада на 300 руб., так как «Дирекция видит немалые… успехи, а впредь надеется и более, также, не имея по… амплуа, кому дублировать» (ПКНО. 2001. С. 136. — Л. Старикова). Сандунова действительно сразу стала незаменимой и особенной. «В ее творчестве было достигнуто единство вокального и сценического начала» (Гозенпуд. С. 405). Это отмечали все современники, видевшие Сандунову на сцене и в Петербурге: «С голосом чистым, как хрусталь, и звонким, как золото, она соединяла удивительное мастерство пения, прелесть и грацию — игры» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 97. — Ф. Кони); и позже в Москве: «Она очень хорошо поет и вообще одна из лучших актрис, когда-либо виденных» (ЕИТ. 1915. Вып. 1. С. 16. — И. Рихтер). В первый петербургский период Сандунова славилась ролями юных, легких, шаловливых, искрометных героинь в итальянских операх, лучшая из которых Гита («Редкая вещь», 1792), а также в русских комических операх: Дуняша («Федул с детьми», 1791), Анюта («Мельник, колдун, обманщик и сват», 1792). Но, несмотря на обожание публики, Сандунова с мужем, «жалуясь на притеснения, чинимые им от Управляющего театрами князя Юсупова», 1 мая 1794 уволились из придворного театра (см.: ПКНО. 2001. С. 131. — Л. Старикова) и переехали в Москву, где Сандунова выступала с концертами еще в 1792 (Моск. вед. 1792. № 19. С. 370). В 1795 Сандунова уже играла на сцене Петровского театра Медокса (сама Сандунова называла начало своей службы в Москве 1794). В Москве в первый год Сандунова выступала в своих прославленных уже в столице ролях, давала концерты, составленные «большею частию из русских арий и песен» (Моск. вед. 1795. № 22. С. 579) а также сыграла роль Сорены в трагедии Н.П. Николева «Сорена и Замир» (1795). В московский период, обретя зрелость, Сандунова исполняла разнообразнейшие роли в разнородном репертуаре: в операх героических и комических, трагедиях и комедиях, мелодрамах и водевилях. В героических операх и трагедиях Сандунова была превосходна «в изображении страстей» (цит. по: Гозенпуд. С. 416); в итальянскую оперу-буфф и французскую комическую она вносила черты бытовой характерности и ироничности. Лучшие роли: Луиза («Дезертир, или Беглый солдат», 1799), Царица ночи («Волшебная флейта», 1801), Сирена («Венецианская ярманка», 1802), Арсена («Прекрасная Арсена», 1802). В русских операх — Настасья («Старинные святки», 1800), Наталья («Наталья, боярская дочь», 1800), Ольга («Ольга Прекрасная», 1809). «Она первая украсила вкусом своим Русския песни и коротко познакомила с ними всех тех, которыя прежде не верили их достоинству» (Дамский журнал. 1826. № 24. С. 250). В 1802 Сандунову приглашали в Петербург на придворную сцену (см.: РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. III. Д. 56434. Л. 27), но она оставалась в Москве, пользуясь непреходящим успехом. В феврале 1810 из-за инцидента, спровоцированного «несколькими неблагорасположенными» к Силе Сандунову зрителями, недовольными заменой спектакля в его бенефис 17 числа, Сандунова с мужем подала прошение об отставке. Дирекция потребовала, чтобы они «отслужили» положенные полгода, и 2 апреля 1810 «до истечения шести месячного срока переведены были они на Санкт-петербургский театр» (см.: ПКНО. 2001. С. 136–140. — Л. Старикова). Но Сандуновы, ссылаясь на болезнь, остались в Москве; в сентябре Сила Николаевич получил отставку, а Сандунова вернулась на сцену и выступала в Москве, считаясь «прикомандированной» к петербургскому придворному театру. В конце 1812 Сандунова играла уже в Петербурге (формально считаясь московской актрисой). В начале 1815 Театральный комитет подал Записку «о принятии к Санкт-петербургскому театру актрисы Сандуновой», с которой заключили контракт на 3 года с обязательством исполнять ей «во всех операх комических и сериозных роли: первых певиц, а по востребованию роли любовниц и субреток, разумеется, те, которые первые в пиесах и приличны средствам и способностям» Сандуновой, а «также петь в концертах, даваемых Дирекциею», с годовым жалованьем 4000 руб. и с обещанием зачесть ей в службу годы пребывания на Московской сцене, до того, как она стала императорской. (см.: Там же. С. 142). С января 1818 Сандунова «вышла на пенсион» и заключила новый (беспрецедентный) контракт с дирекцией с тем, что она будет 2 года играть «те же роли, какими занималась… по прежнему контракту и сверх сего… первые роли в операх благородных матерей и комических старух», получая сверх пенсиона в 4000 руб. еще жалованье в 3000 руб. в год (см.: Там же. С. 147). В январе 1820 Сандунова заключила с дирекцией еще один контракт на 2 года, которым обязалась, кроме оговоренного в предыдущем, исполнять «во всех операх комических и серьезных, также водевилях роли первых певиц», получая за это, кроме пенсиона, еще 3000 руб. жалованья и 1000 руб. на квартиру, дрова и гардероб (см.: Там же. С. 155). Среди ролей этого периода: Рахиль («Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме»), г-жа Гримардо («Бабушкины попугаи»), г-жа Кого («Новая шалость, или Театральное сражение»). Окончательно Сандунова уволилась 7 февраля 1823 и переехала в Москву, где появлялась на сцене. Умерла от чахотки (см.: Там же. С. 135). Известные роли: Досажаева (Леди Тизл) («Школа злословия», 1793), Милена («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1794), г-жа Арман («Водовоз, или Двухдневное приключение», 1804), Леста («Русалка», ч. 1, 1804), Леста («Русалка», ч. 2, 1805), Камилла («Камилла, или Подземелье», 1808), Соломонида («Санкт-петербургский гостиной двор», 1810), Лодоиска («Лодоиска», после 1810), Фаниска («Фаниска», после 1810), Лаура («Леон, или Монтенерский замок», после 1810), Юлия («Весталка», 1811?), Камилла («Горации и Куриации», 1815), княгиня Милутина («Физиономист и хиромантик», 1815), Звонкина («Своя семья, или Замужняя невеста», 1818), Фетинья («Мельник, колдун, обманщик и сват», ок. 1818). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МЭ; Жихарев (ук.); МП XVIII; Пружанский; Арапов. С. 107, 108, 118, 123–125, 172, 173, 218–220, 222–225, 235– 237, 242, 244, 245, 251, 256, 262, 264, 267, 269, 272, 276, 279, 290, 294, 302, 303, 305, 317, 318, 320, 325, 330, 333, 334, 337; Сиротинин А.Н. Сандуновы: (Очерк из истории русского театра) // ИВ. 1889. № 9. С. 550–576; Опочинин Е. К биографии Сандуновых // ИВ. 1889. № 11. С. 343–355; Сиротинин А.Н. Новые сведения о Сандуновых // ИВ. 1890. № 3. С. 611–625. Старикова, Л. Сандунова Е.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 632-633.
Cпектакли
"Диянино древо, или Торжествующая любовь", 1789 (Амур (дебют, 1790 г.))
"Редкая вещь", 1789 (Гита ( 1792 г.))
"Федул с детьми", 1791 (Дуняша)
"Мельник, колдун, обманщик и сват", 1791 (Анюта ( 1792 г.))
"Школа злословия", 1793 (Досажева (леди Тизл))
Показать все (11)