Вернуться
Злов Пётр Васильевич, артист, певец-бас
Злов Пётр Васильевич, артист, певец-бас
Персоналия
Злов Пётр Васильевич
Годы жизни
1774 - 24.06(06.07).1823, Петербург, похоронен на Волковском кладб.
Вид деятельности
Артист, певец-бас
Период работы в театре
Биография
Начал выступать в любительских спектаклях Московского университета. C 1802 принимал участие в спектаклях труппы М. Медокса, с 1803 — московского Петровского театра. Исполнял роли благородных отцов в опере и роли резонеров в драме. Злов «посвятил себя театру по особенной к нему страсти, но большою известностью не пользовался, исключая только роль Мельника в пьесе Аблесимова („Мельник, колдун, обманщик и сват“), в которой он был превосходен» (Бураковский С. Очерк истории рус. сцены в биографиях ее главнейших деятелей. СПб., 1877. С. 55). На сцене императорского петербургского театра дебютировал в партии Феррандо («Монтенерский замок»). По свидетельству Арапова, «талант Злова был самый симпатичный: он имел густой бас, физиономию открытую и энергичную, прекрасные голубые глаза и много естественности в игре» (Арапов. С. 218). Злов явился первым исполнителем партий Сусанина («Иван Сусанин» К. Кавоса), Ратмира («Добрыня Никитич, или Страшный замок»), старосты («Крестьяне, или Встреча незваных»). В годы Отечественной войны 1812 года исполнял патриотические песни С. Давыдова, Д. Кашина. В 1814 участвовал в балете с пением и хорами «Торжество России, или Русские в Париже». В мае 1816 выступил в трагедии Расина «Эсфирь» на муз. О. Козловского. Талант Злова проявился и в амплуа резонеров в драматических спектаклях. «Актер Злов в ролях Досажаева (в комедии „Школа злословия“) и Маркиза Лувуа (в драме „Железная маска“) был замечательно хорош; но в трагедии, например, в роли Тесея („Эдип в Афинах“) он был не на своем месте» (Там же. С. 219). По замечанию С. П. Жихарева, Злов «был всюду хорош, где горячиться не нужно» (Жихарев. С. 109). Современники высоко ценили в Злове вокальное дарование и талант характерного актера. М.И. Глинка считал его певцом «весьма примечательным» (Зап. Л., 1953. С. 35). Сам актер лучше чувствовал себя в пьесах, где не требовалось изображать исключительных героев и можно было исходить из собственного знания жизни, а эмоциональный масштаб роли приближался к индивидуальным природным возможностям. Др. партии: Жермен («Волшебная флейта»), Осмин («Похищение из Сераля»), Виллис («Агнесса»), Рогатин («Скитающиеся комедианты»), Дон Альфонс («Так поступают все, или Школа влюбленных»), Иаков («Иосиф Прекрасный»), Микеле («Водовоз, или Двухдневное приключение»), Первосвященник («Весталка»), прусский генерал («Торжество России, или Русские в Париже»), Титзикан («Лодоиска, или Татары»), граф («Швейцарское семейство, или Тоска по отчизне»), Рауль («Рауль Синяя Борода»), Публий («Титово милосердие»), Тезей («Федра»), Трусимов («Лунная ночь, или Домовые»), Мардохат («Эсфирь»). Злов занимался вокальным творчеством п/р Кавоса. Др. роли: Димитрий Донской («Димитрий Донской»), Пастор («Сын любви»). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МЭ; Пружанский; Арапов. С. 218–223, 225– 227, 230, 232, 235–237, 242–244, 247, 251, 252, 256, 264, 267, 269, 271, 272, 276, 279, 289, 295, 300, 302, 315, 319, 320; Театрал, СПб. 1853. С. 15–16; М.К. [Кублицкий М.Е.] История оперы в лучших ее представителях… М., 1874. С. 243–244; Каратыгин (ук.); Гозенпуд (ук.); Судьба таланта: Театр в дорев. России. М., 1990. С. 416. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 749, 1270, 1378, 1379, 1658, 2080, 2434. Васильева, С. Злов П.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 303-304.