Персоналии
Шелихова 1-ая (Шелехова, Монруа) Мария Фёдоровна, артистка
Шелихова 1-ая (Шелехова, Монруа) Мария Фёдоровна, артистка
Персоналия
Шелихова 1-ая (Шелехова, Монруа) Мария Фёдоровна
Годы жизни
1804?, Санкт-Петербург - 05(17).06.1869, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Шелехова, Шелихова 1-я, большая или старшая, урожденная Монруа. Дочь фельдъегеря. Жена Павла Алексеевича Шелихова, фигуранта и танцовщика балетной труппы. В 1823 окончила петербургское императорское Театральное училище, где занималась у Ф. Бьянки. Дебютировала на сцене в 1821. Первые сезоны выступала под фамилией Монруа, с 1824 — под фамилией Монруа и Шелихова (иногда в одних и тех же ролях). Занимала амплуа инженю-премьер и одновременно была оперной примадонной. Исполняла первые сопрановые партии. Наследовала вместе с С.В. Биркиной и Е.В. Рыкаловой-Марсель роли Н.С. Семеновой в опере. Это была «интересной наружности (голос сопрано, очень симпатичный) замечательная актриса, по своей грации и прекрасной манере, в ролях любовниц в операх и водевилях и девиц высшего общества» (Арапов. С. 265). О появлении Шелиховой в опере «Швейцарское семейство, или Тоска по отчизне» писали: «Игра ее была верный сколок с игры в этой роли Н.С. Семеновой; зато в пении ее мы не нашли сего подражания, и Эмелину-Шелихову публика приняла с живейшим удовольствием. Недоумение и трепет сердца Эмелины, когда она нечаянно услышала знакомые ей звуки пастушьего рожка, были выражены г-жою Шелиховою верно. Такое выполнение труднейшей в целой опере сцены приносит честь ее таланту, тем более, что сцена сия пересоздана ею» (СП. 1831. 27 янв.). По мнению русской критики, Шелихова выигрывала и в сравнении с зарубежными исполнительницами. Например, в комической опере «Деревенские певицы» «Агата (г-жа Шелихова) выполнила роль свою в музыкальном и драматическом отношениях весьма удачно. Игра ее далеко превзошла игру г-жи Бартолуччи, являвшейся года три тому назад Агатою на здешнем Итальянском театре» (СП. 1831. 17 окт.). К главным ее партиям относились: Констанса («Бельмонт и Констанса, или Похищение из сераля»), Заида («Паша Турецкий в Италии»), Сандрильона («Сандрильона»), Розальба («Фердинанд, король Арагонский, или Таинственный покровитель»), донна Эльвира («Дон Жуан»), Лаура («Монтенерский замок»), Керубино, дон Серафим («Свадьба Фигаро»), Вениамин («Иосиф Прекрасный»), Полина, Памина («Волшебная флейта»), Камилла («Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста»), Люсетта («Невеста»), Изабелла («Роберт-Дьявол») и др. Шелихова была оценена и как успешная водевильная актриса. П.И. Юркевич считал пение ее не везде удачным, зато отмечал «торжество ее в небольших оперетках и водевилях» (СП. 1831. 22 мая). Шелихова обладала звучным голосом приятного, мягкого тембра, превосходным вокальным мастерством и актерским дарованием. Наиболее ярко проявила себя в ролях молодых аристократок. Другие роли: Лора («Комическая опера»), Наташа («Нечаянный заклад, или Без ключа дверь не отопрешь»), Лаура («Урок в ботанике, или Наказанная недоверчивость»), Светлана («Светлана, или Сто лет в один день»), Варинька («Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры невесты»), Замия, питомица Фарнабаза («Крылатые женщины, или Чудесная золотая клетка»), Камила («Три дела, или Евфратский пеликан»). Лит.: Афиши; Пружанский; Борисоглебский (ук.); Арапов. С. 265, 301, 302, 316, 318, 319, 325, 331–336, 338, 341, 342, 344, 358, 359; Вольф, 1.С.3,7,10,18,19,22,26,28–30,31,32,35,41,42,47,54,72,80,110; Морков В. Ист. очерк рус. оперы с самого ее начала по 1862 г. СПб., 1862. С. 83, 105; Вигель Ф.Ф. Зап.: В 2 т. М., 1928. Т. 2. С. 178; Каратыгин (ук.); Гозенпуд (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3766; 4891; 5915. Васильева, С., С. Сбоева, С. Шелихова М.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 792-793.