Персоналии
Сосницкая (Воробьёва) Елена Яковлевна, артистка, певица
Сосницкая (Воробьёва) Елена Яковлевна, артистка, певица
Персоналия
Сосницкая (Воробьёва) Елена Яковлевна
Годы жизни
03(14).02.1799 (по др. свед. 10(22).05.1800), Санкт-Петербург - 09(21).01.1855, Санкт-Петербург, похоронена на Новодевичьем кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
Биография
Урожденная Воробьева. Дочь оперного певца Я.С. Воробьева. Муж — актер И.И. Сосницкий. Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Одна из лучших учениц А.А. Шаховского, под руководством которого играла в Молодой труппе на сцене Кушелевского театра. В 1817 зачислена в труппу петербургского императорского театра на амплуа субреток и первых любовниц в комедиях. Поначалу занимала первые роли в операх и водевилях, славилась исполнением ролей кокеток и служанок в драмах и комедиях. С возрастом, перейдя на роли комических старух и матерей, играла провинциальных барынь, чиновниц, купчих. Начинала в опере. В 1815 дебютировала в роли Анетты («Жоконд, или Искатели приключений») и Алексея («Иван Сусанин» К. Кавоса). «Сосницкая (блиставшая еще в школе под именем Воробьевой, но вышедшая замуж за первого любимца публики, Сосницкого, в 1817 году) составляла тогда истинный бриллиант русской труппы, равно украшавший комедию, оперу и водевиль» (Зотов. С. 52). Она также сыграла Виктора («Пажик»), Розу («Целый роман, или Весь день в приключениях»), Нанету («Красная шапочка»), Памину («Волшебная флейта»), Оленьку («Лунная ночь, или Домовые»). «Актриса умная, отчетливая, с необыкновенным талантом, красавица, г-жа Воробьева приводила публику в восторг в первые годы своего вступления на театр» («Пантеон». 1840. Кн. 1. С. 86. — Ф.В. Булгарин). «Сосницкая, не имея большого голоса, вознаграждает этот недостаток хорошею методою пения и привлекательною игрою» (СО. 1820. Ч. 65. № 41. С. 8. — В.С. Соц). В 1817 она впервые выступила вместе со своим мужем И.И. Сосницким, сыграв роль Аглаи в комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги». Вместе они играли в комедии «Говорун», где Сосницкая исполнила роль Лизы. Впоследствии актеры часто играли дуэтом, тем самым способствуя успеху спектакля. С 1821 Сосницкая окончательно перешла на драматическую сцену на роли субреток и молодых барынь. Р.М. Зотов отмечал ее «тонкую, умную игру, хорошее чтение стихов, выразительность лица и познание сцены» («Пантеон». 1855. Т. 19. Кн. 2. С. 2). Там, где было нужно, она могла блеснуть светскими манерами; светскость была в ее природе, поэтому она чувствовала себя естественно в подобных ролях. Выступала в мольеровском репертуаре: Агнесса («Школа женщин»), Дорина («Тартюф»). Сыграла роль Троепольской («Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской»). «Сосницкая, первая водевильная актриса, была очень хороша в роли Троепольской и только своею игрою возвысила ничтожный характер сего лица» (СП. 1828. 7 апр.). В роли Розы («Обман в пользу любви»), по замечанию рецензента, невозможно было быть «милее и непринужденнее». «Г-жа Сосницкая в роли Розы могла, как и всегда, поспорить о превосходстве с лучшими актрисами первых европейских театров» (СП. 1828. 12 апр.). В водевиле П.А. Каратыгина «Свадебный стол без молодых, или Старая любовь не ржавеет» она создала «преоригинальный тип экономки старого холостяка» (Вольф, 1. С. 145). Сосоницкая и ее партнер П.А. Каратыгин в ролях супругов Легкиных («Роковая почта, или Конец подмосковным проказам») были «чрезвычайно верны, естественны и благородны до малейшего движения» (Репертуар русского театра. 1839. Т. 2. С. 4). Со временем манера ее игры менялась в сторону большего жизненного правдоподобия. Сосоницкая придала «внутреннее достоинство» образу г-жи Браужолен («Гуляка, или Нынешние друзья»), оскорбленной в материнских чувствах и в чувствах фамильной чести, но переусердствовала с комическими приемами (ОЗ. 1850. Т. 71. № 8. С. 248. — Вл. Ч.). Гораздо больше комизма, чем нужно, она привнесла и в характер старухи Тузловой («Денщик»), сделав его тем самым «несколько неправдоподобным» («Пантеон». 1852. Т. 1. Кн. 1. С. 10. — Ф. Кони). Зато в роли Турусовой («Житейская школа») Сосоницкая производила сильное впечатление глубиной проникновения в характер героини, тонкой, обдуманной игрой. «Какая сила понимания, какой тонкий сценический такт в этой актрисе! Игра ее — живопись с натуры. Какой верный, типичный колорит придала она характеру этой старухи, вздорной, легкомысленной, своекорыстной и надутой, пустой по духу и вместе с тем полной мелочных претензий. Для каждого оттенка, для каждого движения этой оборотливой натуры г-жа Сосницкая нашла краски и звуки в своем завидном таланте» («Пантеон». 1850. Т. 6. Кн. 11. С. 24. — Ф. Кони). Верно и типично она сыграла помещицу Каурову («Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ»). Играла в пьесах Н.В. Гоголя и А.Н. Островского: Анна Андреевна («Ревизор»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Панкратьевна («Бедная невеста»). Ф. Кони считал, что своей игрой в гоголевской «Женитьбе» Сосницкая «немало содействовала к тому, что ошиканная пьеса не пала с первого представления» («Пантеон». 1843. Кн. 1. С. 252). По мнению Г.М. Максимова, «разнообразность» и «жизненность» — черты, наиболее точно характеризующие игру актрисы (Максимов. С. 37). В последний раз она вышла на сцену в роли Катерины Сергеевны («Упрямство и настойчивость»). Другие роли: Лельская («Ворожея, или Танцы духов»), Аглая («Новый Бедлам, или Прогулка в дом сумасшедших»), г-жа Бриоши («Игнаша-дурачок, или Нечаянное сумасшествие»), Понукалова («Чиновник по особым поручениям»), Кутермина («Благородный театр»), Бояркина («Беда от нежного сердца»), Таратайкина («Богатая старушка и родственники ее»), Чукотская («Ложа первого яруса на последний дебют Тальони»), г-жа Пишар («Сиротка Сусанна»), Солнцева («Русская свадьба в исходе XVI века»), Полозова («Серебряная свадьба»), Квашнина («Прежде скончались, потом повенчались»), Прибирохина («Богатый холостяк и двое женатых»), Эльмира («Сплетни»). Лит.: Брокгауз; РБС; Пружанский; Черейский; Арапов. С. 105, 235, 252, 253, 264, 266, 276, 278, 279, 293–295, 297–299, 301, 302, 316, 317, 320, 325, 342, 346, 354, 355, 358, 364, 379; Вольф, 1. С. 3, 6, 18, 35, 49, 62, 63, 70, 89, 94, 97, 99–101, 104, 125, 136, 137, 145, 153, 157, 167, 177; Вольф, 2. С. 74, 75, 84, 93, 102, 112, 121, 129, 138, 146, 156, 166, 177, 189, 200; Каратыгин (ук). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2782. Майданова, М. Сосницкая Е.Я. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 681-682.
Cпектакли
"Молодые супруги", 1815 (Эльмира, жена Ариста ( с 1817))
"Новый Бедлам, или Прогулка в дом сумасшедших", 1818 (Аглая)
"Бабушкины попугаи", 1819 (Тереза)
"Сплетни", 1820 (Эльмира)
"Игнаша-дурачок, или Нечаянное сумасшествие", 1820 (Госпожа Бриоши)
Показать все (35)