Вернуться
Иванова Александра Ивановна, артистка, певица
Иванова Александра Ивановна, артистка, певица
Персоналия
Иванова Александра Ивановна
Годы жизни
1804, Санкт-Петербург - 27.12.1830 (08.01.1831), Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
Биография
Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Ученица Э. Бианки. В февр. 1822 зачислена в оперную труппу. Выступала в опере, а также в комических операх, водевилях и дивертисментах, занимала амплуа первых певиц. Играла субреток, пейзанок, а также пела в концертах. Выступать начала еще воспитанницей. В мае 1818 приняла участие в небольшой комедии «Маскарад» в бенефис своего учителя и обратила на себя внимание чистым и высоким голосом. В том же году дебютировала на большой сцене в роли Амура («Дианино древо»). Дебют был «блестящий»: «Прелестный, обширный ее голос-сопрано снискал ей общее одобрение» (Арапов. С. 253, 269). Тогда же сыграла роли: Терезы («Чертенок в отпуску»), Гассана («Бармесида»), Леля («Добрыня Никитич, или Страшный замок»). Участвовала в дивертисментах «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» и «Урюпинская станица», где исполняла рус. нар. песни «Душа ль моя, душенька» и «Братцы, дружно веселую». Рецензент «Благонамеренного» был благосклонен к певице: «Приятный, чистый и веселый голос г-жи Ивановой всем известен. Она справедливо почитается у нас теперь первою певицею» («Благ.». 1822. Ч. 17. № 2. С. 108). В нач. 1820-х она сыграла в Молодой труппе Тизбу («Сандрильона»), принцессу Наваррскую («Жан Парижский»). Большое место занимали в ее репертуаре водевиль и опера-водевиль: Роксолана («Медведь и паша»), Аглая («Феникс, или Утро журналиста»), Дуняша («Федул с детьми»), Лиза («Выдуманной клад, или Опасность подслушивать у дверей»), Верушка («Два учителя»), Зобеида («Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки»). В трагедии В. А. Озерова «Фингал» актриса сыграла Деву Локлинскую. Современники отмечали, что, увлекаясь виртуозностью, свойственной итальянской школе пения, Иванова часто не считалась с характером музыки и пренебрегала сценической выразительностью. Но в ролях Лесты («Днепровская русалка»), Агаты («Волшебный стрелок»), Камиллы («Жоконд, или Искатели приключений»), Царицы ночи («Волшебная флейта») она вызывала восхищение современников. И. была также первой исполнительницей в Петербурге роли Доны Анны в опере Моцарта «Дон Жуан». Другие роли: Услада («Светлана, или Сто лет в один день»), Софья («Любовная почта»), Маруся («Козак-стихотворец»), Юлия («Чудесный магик, или Покойники в лицах»), Мариулла («Запорожские казаки, или Свадебный праздник для другого»), Сонюшка («Наряд невпопад, или Без невесты, как без шапки»), Маша («Самолет, или Нечаянный приезд»). Лит.: Брокгауз; РБС; МЭ; Пружанский; Афиши; Гозенпуд (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2534. Майданова, М. Иванова А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 311-312.