Вернуться
"Бедность не порок", Островский А.Н., Яблочкин А.А., 09.09.1854
"Бедность не порок", Островский А.Н., Яблочкин А.А., 09.09.1854
Название спектакля
"Бедность не порок"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 3-х действиях
Автор произведения
Островский Александр Николаевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис режиссера А.А. Яблочкина
История создания
17 декабря 1853 г. действительным статским советником А.К. Гедерштерном комедия была дозволена к представлению: «Предосудительного нет ничего» (РГИА. Ф. 780. Oп. 1. Д . 30. Л. 216). Вероятно, в Петербург Островский приехал в конце декабря, 2 января 1854 г. он читал пьесу актёрам и распределял роли. То, какими он видел своих персонажей на сцене, отчасти раскрывается в письме к Ф.А. Бурдину от 22 декабря 1853 г.: «Маша и Лиза в пьесе — купеческие девушки, одетые очень хорошо. Анна Ивановна в тёмном шёлковом платье с открытым воротом, на голове повязан цветной шёлковый платочек. Гордей Карпыч с бородой, но в коротком сертуке. Любим Карп<ыч> в летнем триковом пальто. Коршунов без бороды, одет, как купцы из немцев; Митя в длинном сертуке, белый коленкоровый платок на шее, Гуслин так же, Разлюляев в кафтане, сапоги высокие, с кисточками. Девушки, поющие песни, — из купеческих горничных». Ф.А. Бурдин отметил, что «комедия “Бедность не порок” окончательно утвердила» за Островским «громкое имя» (Восп. С. 320). Она стала одной из самых репертуарных пьес драматурга на столичных и провинциальных сценах, в любительских спектаклях. В то же время появление этой комедии привело к разногласиям в театральной среде. Сторонники «высокой комедии» (например, А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя) во главе с авторитетным М.С. Щепкиным не приняли простонародный, подчёркнуто бытовой характер содержания комедии, то «новое слово» в русской драматургии, которое сказал Островский в пьесах 1850-х гг. За спектакли по пьесе «Бедность не порок» Островский впервые стал получать гонорар, правда, незначительный: двадцатую часть от двух третей выручки за спектакль. Таковы были порядки в императорских театрах. У комедии имеется ещё одно неповторимое качество, определяющее её жанровую специфику: её можно назвать «святочной комедией» в традиции рождественских (святочных) рассказов Ч. Диккенса, известных в России с 1840-х гг. В «Бедности не порок» не только сюжет связан со Святками, но и благополучный, традиционный для рождественских сюжетов финал (см.: Шанина Д.С. Комедия А.Н. Островского «Бедность не порок» в свете традиций святочного рассказа //Драма и театр: сб. науч. тр. Вып. 7. Тверь, 2009. С. 121— 127). P.М. Зотов, «который на следующий день после премьерного спектакля по этой пьесе одобрительно высказался о типах характеров, особенно Любима Торцова («лучшее создание в пьесе»), и дал общую высокую оценку спектакля: «Пьеса имела блистательный и заслуженный успех. < ...> Мы давно не видели такого единодушного приёма» (Р. 3. Театральная хроника (...Бенефис Яблочкина. «Бедность не порок» // Северная пчела. 1854. № 207. 16 сент. С. 983). Пальму первенства среди исполнителей критик отдаёт Самойлову, игравшему роль Любима Торцова, хвалит также Бурдина (Митя) и Читау (Любовь Гордеевна). В периодической печати высказывались мысли о том, что новая комедия Островского производит различное впечатление как литературное произведение и как сценический спектакль. Театральные обозреватели нередко, отмечая «несостоятельность» комедии с литературной точки зрения, подчёркивали её достоинства на сцене (см ., например, рецензию о премьерном спектакле в Александринском театре: Театральная хроника // СПбВед. 1854. № 210. 22 сент. С. 1025— 1026), упрекая драматурга в недостаточности активного действия в пьесе, признали в то же время, что всё выкупается жизненностью персонажей. В «Заметках Петербургского жителя» подчёркивается, что, вопреки мнению друзей Островского, «Бедность не порок» — «далеко не гениальное произведение», но пьеса «хороша на сцене», она поражает «верным и живым языком» (БдЧ. 1854. Т. 127, № 10. Смесь. С. 144, 145). При жизни А.Н. Островского в московском Малом театре пьеса ставилась 140 раз, в петербургском Александринском театре — 109 раз. Последний спектакль в Москве состоялся 5 сентября 1883 г., в Петербурге — 15 мая 1886 г.