Сын актрисы АТ А.Л. Яблочкиной и камер-музыканта А.И. Яблочкина. Первая жена — актриса АТ А.С. Яблочкина (Медведева). Вторая — актриса АТ С.В. Яблочкина (Сорокина). Две дочери Яблочкина также пошли по стопам родителей, обе играли на императорской сцене — Е.А. Яблочкина в АТ, А.А. Яблочкина в Малом театре.
Яблочкин с детства готовили к музыкальной карьере, однако в Придворный певческий корпус он не поступил, обучался в петербургском императорском Театральном училище сначала пению и игре на скрипке, позже перешел в драматический класс. После окончания Театрального училища (1841) принят в труппу АТ на роли по способностям, выходные и в хор. Занял «амплуа комических молодых любовников» (Вольф, 1. С. 153). Среди дебютных ролей: Золотников («Беда от нежного сердца»), Рафаэль («Свирепый американец и его соперники») и франт («Неожиданный случай»), однако воспитанником Театрального училища Яблочкин выходил на сцену АТ в ролях Незабудкина («Новички в любви») и Виктора («Два купца и два отца»). Как актер Яблочкин был не всегда убедителен: «Яблочкин иногда бывает хорош в ролях повес и франтов средней руки, но большею частью игра его слишком карикатурна» (ТиМВ. 1859. No 20. С. 205. — Ф-В).
Первые режиссерские опыты были осуществлены Яблочкиным в 1846– 1851 в Тифлисе, куда он был отправлен в составе группы актеров АТ для организации местного театра. В 1852 Яблочкин вернулся в Петербург и в течение двух лет был первым режиссером АТ «для представлений драматических, состоящих из трагедий, драм и комедий» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10359. Л. 24). Первая постановка Яблочкина на сцене АТ «Русская свадьба в исходе XVI века» с В.А. Каратыгиным в главной роли имела огромный успех.
1860-е можно назвать расцветом деятельности Яблочкина как режиссера. Основные его успехи в этот период связаны с опереттой, которую именно он привил русской сцене. Начал Яблочкин с оперетки «Десять невест и ни одного жениха», поставленной им в 1864. Еще больший успех имела оперетта «Орфей в аду», появившаяся год спустя на афишах АТ. В 1868 вышли «Званый вечер с итальянцами» и «Прекрасная Елена». Вторая постановка прославила не только режиссера, но и исполнительницу роли Елены — В.А. Лядову. В 1869 Яблочкин поставил оперетты «Фауст наизнанку» и «Птички певчие». В 1868 был назначен старшим режиссером, в 1869 — главным режиссером русской драматической труппы.
Другая сфера интересов Яблочкина-режиссера — исторические спектакли. Режиссер в течение двух лет готовил к постановке спектакль «Борис Годунов» (1870) на сцене Мариинского театра. Первую постановку трагедии Пушкина отличали выстроенные народные сцены и тщательно подобранные костюмы и бутафория, декорации также были написаны специально для спектакля лучшими художниками — М.А. Шишковым и М.И. Бочаровым.
Несмотря на успехи в АТ, Яблочкин продолжал сотрудничество с Тифлисским театром, где с перерывами на возвращение в АТ играли его жена и старшая дочь. В 1874 режиссер подал прошение об увольнении со службы, но не дождался ответа и уехал к семье в Тифлис, вследствие чего был уволен за самовольный отъезд.
Деятельность Яблочкина в качестве режиссера примечательна его работой над планом будущего спектакля, скрупулезными репетициями, индивидуальной работой с актерами в качестве педагога, заботой о стилевом соответствии декораций и костюмов изображаемой эпохе (Яблочкин неоднократно оказывался в конфликтных ситуациях из-за настойчивого стремления для каждой новой постановки готовить индивидуальные декорации и костюмы, а не использовать те, что уже имелись в театре). Все это позволило Вл.И. Немировичу-Данченко назвать Яблочкина «первым крупным режиссером в русском театре» (Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989. С. 313). Я. написал проект «Метода преподавания сценического искусства в Петербургской консерватории», но не успел применить его на практике.
Помимо Петербурга и Тифлиса Яблочкин служил в театрах Киева, Одессы, Ростова-на-Дону. Является автором комедии-водевиля «Курьезные похождения», былины «Падение язычества в Новгороде» и переделок с французского комедии «Взбаламученное счастье», шутки-водевиля «Много шума из пустяков». Яблочкин также известен тем, что заменил общепринятое тогда название театра «Александрынский» на «Александринский».
Роли в АТ: Изведов («Благородный театр»), Поль («Не сошлись характерами!»), Горич («Горе от ума»), Пустозеров («Мишура»), Шенган («Десять невест и ни одного жениха»), иезуит («Димитрий Самозванец» Н.А. Чаева), кн. Балкасов («Паутина»), Юпитер («Орфей в аду»), Кикин («Смерть Иоанна Грозного»).
Среди постановок Яблочкина: «Бедность не порок» (1854), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), «Каширская старина» (1872), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1872) и др.
Лит.: РБС; ТЭ; Борисоглебский (ук.); Вольф, 1. С. 89, 153, 161, 175; Вольф, 3. С. 8–10, 24, 30, 32, 33, 35, 46, 50, 52, 62; Григорьев (ук.); Максимов. С. 109, 191, 194–199, 278, 280; Алексеев. С. 16, 17, 132, 145, 148, 149, 190, 200, 243; Некр.: ЕИТ. 1895/96. С. 507–508; Суворин А.С. Театр. очерки, 1866–1876. СПб., 1914. С. 42, 68, 238, 288, 305, 306, 309– 315, 349, 354–357, 410, 411, 448; Леонидов Л.М. Восп., статьи, беседы, переписка, записные книжки. Статьи и восп. о Л.М. Леонидове. М., 1960. С. 60, 63, 362; Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М. 1962 (ук.); Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». М., 1975. С. 191–193; У истоков режиссуры: Очерки из истории рус. режиссуры кон. XIX — нач. XX в. Л., 1976 (ук.); Яблочкина А.А. 75 лет в театре. М., 1977. С.30–65; Семеновский В. Два сюжета // Театр. 1981. No 9. С. 49–59; Сюжеты, 2. С. 329–347.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10359; РИИИ. Ф. 71. Оп. 1. Д. 627. Л. 950–956).
Филиппова, С. Яблочкин А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 819-820.
Читать далее