Урожденная Читава, по мужу Огарева.
Дочь - артистка АТ М.М. Читау.
По национальности грузинка. Дочь бывшего управляющего имениями князя Багратиона, в 1820-е переехавшего в Петербург. Училась во французском пансионе. В 1846–1849 — в петербургском императорском Театральном училище. Осенью 1849 дебютировала на сцене АТ в комедиях «Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро» и «Своя семья, или Замужняя невеста». В критике ее дебюты приняли сочувственно, сразу же отметили красоту молодой актрисы. Затем играла, и достаточно успешно, Софью в «Горе от ума», Корделию в «Короле Лире», Нину в «Маскараде» (см.: Вольф, 3. С. 152, 158). Подлинный расцвет Читау был связан с только что появившейся на сцене драматургией Островского. Она выдвинулась как блестящая исполнительница ролей Дуни («Не в свои сани не садись»), Любови Гордеевны («Бедность не порок»), Даши («Не так живи, как хочется»), Марьи Андреевны («Бедная невеста», 1853–1855). Она восхищала зрителей и критиков простотой и естественностью исполнения и вместе с тем умением показать в своих героинях нарождающееся чувство собственного достоинства. Как писал Ф.А. Кони, «она создана на нашем театре ролями Островского, или, лучше сказать, она создала главные роли в пьесах Островского» («Пантеон». 1854. Т. 13. Кн. 1. С. 40).
В связи с замужеством (муж — гвардейский офицер М.И. Огарев) Читау вынуждена была покинуть театр и в 1855–1867 руководила антрепризами мужа во Владимире, Кронштадте и других провинциальных городах. Отдавала много сил работе с молодежью. Под ее руководством начали свой творческий путь К.А. Варламов, А.П. Ленский, Ф.Ф. Козловская, Ф.А. Федоров-Юрковский. В 1867 играла в театре в Вильно. В 1868 вернулась в АТ, теперь уже на возрастные роли. Однако ни первая роль Лемтюжиной в «Паутине», ни последующие не вызывали прежнего восторга: «Вторичное вступление ее на сцену обмануло общее ожидание и прошло без всяких потрясений и увлечений. Прежняя простота, задушевность и тонкая игра исчезли и заменились декламациею, манерностью и неестественностью» (Петербургская газета. 1871. 20 янв. — Петербуржец). В 1868–1878 Читау много играла в пьесах Островского: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Гурмыжская («Лес»), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Огудалова («Бесприданница») и др. Однако актрисой «нового» Островского она не стала. Ей не хватало сочности красок, характерности, и она подменяла это шаржированием, чем приводила драматурга в негодование. И лишь дважды, там, где героини были более европеизированными, Читау добилась успеха: в Мурзавецкой в «Волках и овцах» (1868) и Ашметьевой в «Дикарке» (1879). Постепенно в творчестве Читау усилились сатирические черты, но это проявлялось в ролях второстепенных — графини-бабушки в «Горе от ума», слесарши в «Ревизоре», старухи Фрошар в «Двух сиротках».
В 1882, не поладив с новым начальником репертуарной части А.А. Потехиным, вышла в отставку. Как жила последующие годы, неизвестно. Умерла в Мариинской больнице, после долгого там пребывания.
Другие роли: Сандырева («Счастливый день»), Потрохова («Трудовой хлеб»), Неклюжева («Наш друг Неклюжев»), Тереза («За монастырской стеной»), Резцова («Ошибки молодости») и др.
Лит.: ТЭ; Вольф, 1. С. 138, 152, 158, 159, 167, 169, 170, 175, 176; Вольф, 2. 156, 166, 167, 178, 190, 201, 211; Вольф, 3. С. 30, 40–42, 45, 48, 50, 54, 56, 57, 59–61, 63, 65–67, 70–75, 101, 102; Гнедич. С. 4–9, 11, 14, 28; Александра Матвеевна Читау // ЕИТ. 1902/03. Прил. 3. С. 23–27; Кармина-Читау М. Александра Матвеевна Читау: (Отрывок из восп.) // ТиИ. 1912. No 14. С. 299–300; Глама-Мещерская А.Я. Восп. М.; Пг, 1937. С. 16, 332; Сюжеты. С. 307–324.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 21438.
Данилова, Л. Читау А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 781.
Читать далее