Был женат на артистке АТ Катерине Григорьевой.
Из петербургских мещан. В 16 лет поступил писцом в контору имп. театров, затем по прошению был переведен на выходные роли в драматическую труппу. Получил образование в петербургском императорском Театральном училище в 1827–1829. Поначалу играл незначительные роли и плохо смотрелся в пьесах не из русских нравов: «Он был высокого роста, с порядочным брюшком. Лицо имел круглое, с одутловатыми щеками и маленьким носиком, ходил развалистою походкой. Одним словом, всей своей внешностью напоминал русского мелкого купца, или правильнее, торгаша» (Максимов. С. 84–85). Исполнял характерные и бытовые роли. Обладал даром комедийной импровизации. С успехом играл роли купцов.
Известность Григорьева началась с исполнения выходной роли купца в водевиле П.А. Каратыгина «Ложа первого яруса на последний дебют Тальони». Григорьев обращал на себя особое внимание в этой роли, часто вставляя собственные комические импровизации с личного разрешения императора Николая Павловича. По воспоминаниям А.И. Шуберт, он «владел неподражаемо купеческим жаргоном. Представляя купцов в карикатурном виде, Григорьев позволял себе разные разговоры на злобу дня. Публика, ради его импровизаций, осаждала театр» (Моя жизнь. Л., 1929. С. 83). Изображая апраксинских купцов, «он не копировал с натуры, а скорее — создал фантастический тип купца, с различными поговорками и угловатыми ухватками. Его заслуга заключается в том, что он сумел создать тип очень близкий к натуре, который одинаково нравился публике всех классов» (Максимов. С. 85). Окончательно его выдвинули на первый план образы купцов в пьесах Н.А. Полевого — Федька Кулак («Отец и откупщик, дочь и откуп»), («Русский человек добро помнит»), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский»). В 1840-е выступил в пьесе Островского «Не в свои сани не садись»: «Григорьев 2-й (Русаков), изображавший прежде купцов только в карикатурном виде, явился тут настоящим сановитым и почтенным отцом семейства. Актер этот, считавшийся чуть не балаганным, в первый раз показал себя истинным художником и замечательным драматическим артистом» (Вольф, 1. С. 159). По мнению Булгарина, «Григорьев 2-й фарсер, то есть буффон для мелких пьес, это Филатка или Мирошка, то же, что итальянский Арлекин на сцене. Но для этого надобно иметь необыкновенный талант, а Григорьев 2-й имеет его. Нельзя не хохотать от его фарсов!» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 1. Кн. 3. С. 25).
Др. роли: Смуров («Утро молодого человека»), Яичница («Женитьба»), Прохорыч («Жених из Ножовой линии»). Написал свыше 30 комедий и водевилей, широко ставившихся на русской сцене в 1830–1840. Пьесы отличались примитивным комизмом, близостью к балаганным представлениям. По мнению критики, «Григорьев 2-й, вполне русский актер и вдобавок еще умный, даровитый автор фарсов, хоть и грубых часто до цинизма по форме, но выхваченных из жизни, писанных не петербургскою, а русскою речью, отмеченных юмором, хоть и не фешенебельным, но зато здорово-мужицким» (Григорьев. С. 304). Наибольший успех имели водевили «Филатка и Мирошка соперники» (1831), «Провинциальный актер» (1836), «Дружеская лотерея» (1844), «Купеческая полька» (1845), «Хорош Петербург, да друзья одолели» (1847).
Лит.: Брокгауз; ТЭ; РП; Вольф, 1. С. 28, 52, 63, 68, 75, 76, 96, 100, 115, 146, 158, 159, 168, 177; Алексеев. С. 24, 41–46; Каратыгин (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497.Оп. 1. Д. 3276.
Васильева, С. Григорьев П.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 232.
Читать далее