Другие фамилии: Куликова 2-я, урожднная Куликова, по 1-му мужу Шуберт, по 2-му — Яновская.
Из семьи вольноотпущенных. Отец И.Г. Куликов служил дворецким в московском доме княгини Е.С. Вяземской, мать прилагала все усилия, чтобы ее дети заняли более высокое социальное положение, чем родители. Брат Шуберт - Н.И. Куликов — актер, режиссер, драматург — в молодости был актером Малого театра, там же играла сестра Шуберт - П.И. Орлова (по мужу). Старшие брат и сестра принимали самое заинтересованное участие в воспитании Шуберт. В 1837–1839 Шуберт училась в петербургском императорском Театральном училище, в 1840 — в частном пансионе, затем продолжила образование дома. В числе ее учителей были И.И. Сосницкий и А.М. Каратыгина.
В феврале 1843 Шуберт была зачислена в труппу АТ. В 1845 переехала в Москву к сестре и перевелась в Малый театр. С 1847 по март 1853 была ангажирована в Одесский театр. В 1853–1860 вновь работала в АТ, в 1860–1863 и 1865–1868 — в московском Малом театре. В 1863–1864, 1868–1873 — в провинции: Орел, Вильна, Казань, Саратов, Тверь. В 1874–1876 играла на сцене Московского артистического кружка, с 1882 по 1890 — в АТ.
В истории русского театра Шуберт оставила значительный след. Любимая ученица и верная последовательница М.С. Щепкина, она всегда была достоверна и проста на сцене. В любом из своих амплуа — от инженю в молодости до характерных возрастных ролей — она была любима зрителями «за свою натуральную, полную правды и действительности, неискусственной жизни игру» (МиТВ. 1857. No 7 С. 402). Дебютировала в феврале 1843 в роли Фанни («Камилла, или Сестра и брат»). «Девице Куликовой, едва ли 15-ть лет от роду, но она вышла на сцену так смело и играла так бойко, умно, отчетливо, что как будто была давно уже знакома со сценой. Отмечаем в нашей театральной летописи появление ее на сцене как прекрасную будущую надежду нашего театра, в которой, верно, мы не обманемся» («Пантеон». 1843. Т. 1. Кн.3.С.ХII. - В.С. Межевич). Затем сыграла Парашу («Параша Сибирячка»). Говоря об исполнительнице, современник замечал: «Мы видим в ней признаки несомненного дарования, которое должно еще более развиться под опытным и строгим руководством. От души желаем успеха дебютантке на скользком поприще драмы и заранее уверены, что она со временем сделается любимицей публики» (СП. 1843 1 марта. — З). Средние данные Шуберт: небольшой рост, хрупкость, слабый голос, неверный слух — искупались жизненной энергией, веселостью и пластичностью. В первый сезон она сыграла более 20 ролей преимущественно в водевилях и комедиях: Лиза («Горе от ума»), Шаничка («Складчина на ложу в итальянские оперы»), Корнелия («Дедушка русского флота»), Минета («Женатый проказник»), Лизанька («Проказы барышень на Черной речке») и др.
В апреле 1846 актриса вышла замуж за М.А. Шуберта — актера Малого театра. Брак их распался в 1853 году.
Летом 1847 Шуберты по рекомендации Щепкина были приглашены в Одессу, где проработали 6 лет. Грациозность, живость, лукавство, естественность актрисы не могли оставить равнодушными ни зрителей, ни критиков: «Главная черта г-жи Шуберт — это женственность, главная черта ее игры — это преобладание в каждой роли собственной ее личности... Является ли г-жа Шуберт светской дамой или простодушной провинциалкой, или лукавым мальчишкой, или парижской гризеткой, чувствительной до слез и шальной до безумия, на нее глядишь и не наглядишься... Отчего же это? Оттого, что природа у г-жи Шуберт побеждает искусство, оттого, что если она порой неверна своей роли, то она всегда верна себе» (Одесский вест. 1851. 28 нояб. — К.К.).
В 1853 Шуберт возвратилась в Петербург и возобновила службу в АТ. Основу ее репертуара по-прежнему составляли роли инженю, но уже преимущественно в современной комедии. «Шуберт, оставившая Александринский театр почти девочкою, вернулась после десятилетнего житья в Москве и провинции опытною и вместе прелестнейшею ingénue» (Вольф, 1. С. 170). «Мы думаем, что настоящее ее назначение — роли очень молоденьких девушек, то, что французы называют les ingénuités. Ее молодость, наивность ее игры и грациозность делают ее драгоценной актрисой для этого амплуа» («Пантеон». 1853. Т. 9. Кн. 5. С. 7). Играла Юленьку («Жених из Ножовой линии»), Мери («Пансионерка»), Юлию («Весною»), Александру Ивановну («Картинка с натуры») и др. Только в драматургии Островского она терпела поражение, будь то Любовь Гордеевна («Бедность не порок») или Мария Андреевна («Бедная невеста»).
Во второй петербургский период Шуберт обрела новый круг общения, в который входили не только актеры-коллеги, но и писатели: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Ф. Писемский, И.А. Гончаров, А.Н. Майков, А.В. Дружинин, Ф.М. Достоевский и др. В эту среду Шуберт ввел врач С.Д. Яновский, ставший ее мужем в 1856. Из воспоминаний и писем литераторов, общавшихся с Шуберт, видно, что они были высокого мнения о ее личностных качествах, но особенно лестные слова посв. ей в трех сохранившихся письмах Достоевского от 1860. В одном из них он писал: «Очень бы желал тоже заслужить Вашу дружбу. Вы очень добры, Вы умны, душа у Вас симпатичная: дружба с Вами хорошее дело. Да и характер Ваш обаятелен: Вы артистка, Вы так мило иногда смеетесь над всем прозаическим, смешным, заносчивым, глупым, что мило становится Вас слушать» (ПСС и писем: В 30 т. Л., 1985. Т. 28. Кн. 2. С. 9). Сама Шуберт вспоминала: «Ф.М. Достоевский очень ко мне привязался. Он все жалел, что играю только вздор, уговаривал взяться за серьезные роли» (Моя жизнь. Л., 1929. С. 201).
Расставшись с мужем (брак был расторгнут в 1862), в 1860 Шуберт вновь перевелась в Малый театр. Благодаря моложавости, сохранившейся хрупкости и резвости она с привычным успехом играла молодых особ. Дебютировала Шуберт в «Войне с тещей» в роли молодой наивной женщины с «драматическим уклоном». Второй дебют — Надежда Алексеевна («Не всякому слуху верь»), третий — Александра Ивановна («Картинка с натуры»). После дебютных спектаклей Шуберт играла мало и в 1863 подала в отставку: ей казалось, что в театре ей больше нечего делать. Неожиданно Шуберт получила приглашение в труппу Орловского театра, где она перешла к характерным бытовым ролям и уже не расставалась с ними ни в провинции, ни во время краткого возвращения в Малый театр, ни на сцене Московского артистического кружка.
В провинции раскрылись и другие качества Шуберт — она умела быть хорошим наставником, выделяясь в актерской среде добрым отношением к коллегам, начитанностью, хорошим вкусом, готовностью поделиться своими знаниями с молодыми исполнителями, педагогическим даром. Ее учениками стали будущие звезды русского театра: М.Г. Савина, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов.
С благодарностью писала в воспоминаниях Савина: «Если поговорка „за битого двух небитых дают“ верна и если ее можно применить к тем выговорам, замечаниям и „школе“, которая у меня была в лице А.И. Шуберт, то за меня надо дать десять.
Сердечное спасибо ей за „науку“, сослужившую мне большую службу» (Горести и скитания. Л., 1983. С. 137).
Давыдов так отзывался о Шуберт: «Да будет ей вечная память в истории нашей сцены. Скольких она актеров и актрис сделала! Сколько вывела на хорошую дорогу!.. Общество, театралы, актеры, критика относились к ней с большим уважением. Она зорко следила за всей русской жизнью, много читала, выросла среди лучшей части московской интеллигенции, была любимой ученицей Щепкина, вращалась среди известных литераторов, к искусству относилась серьезно и театр любила глубоко, как большое и важное культурное дело» (Рассказы о прошлом. Л.; М., 1962. С. 87).
В 1882 Шуберт была приглашена по ходатайству своих учеников в АТ. «Я была в восторге, что снова буду делать дело: бездеятельность источила меня. Я знала, что на казенной сцене еще могу действовать, потому что роли дают заранее, репетиций много. Словом, на небольшие роли я могу быть полезна» (Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929. С. 296), — так комментировала она свое вступление в третий и последний петербургский период.
В сентябре 1882 Шуберт дебютировала в «Воспитаннице» в роли Василисы Перегриновны. Шуберт нашла пластику пронырливой старухи, убедительно смогла передать ее ничтожность, завистливость, приниженность. Е.П. Карнович писал: «Кто прелестна была в „Воспитаннице“ — это г-жа Шуберт. Игра артистки была чудесная. Постоянная приниженность придавленного самолюбия бывшей помещицы, ныне приживалки, сделали ее злою и ненавистницей всех. В своей игре г-жа Шуберт выразила это вполне. Она играла свою роль умно и толково» (СПбВед. 1882. 11 сент.). В.О. Михневич отметил: «В самой игре артистки видны ум, обдуманность и тщательное изучение данного характера» (НиБГ. 1882. 11 сент.).
В этот период ее занимали во вторых ролях, но в них она вложила весь свой огромный жизненный и сценический опыт: Аполлинария Антоновна («Красавец-мужчина»), Снафидина («Не от мира сего»), Анна Львовна («Вакантное место»), Балкашева («Миллион»), мать Клерхен («Эгмонт») и др.
В 1890 закончила службу. Оставшиеся годы она прожила в Крыму, вела активную переписку с многочисленными друзьями, работала над мемуарами.
Другие роли: Агнесса («Школа женщин»), Дашенька («Мишура»), Елизавета («Мария Стюарт»), Миррина («Свекровь»), Софья Николаевна («Часы виноваты»), Имшина («Самоуправцы»), Анна Павловна («Доходное место»), Жмигулина («Грех да беда на кого не живет»), Матильда («Вечная любовь»), Варя («Правда — лучший друг царю»), Варенька («Новички в любви»), Александра («Царство женщин»), Софья («Капризница») и др.
Лит.: ТЭ; Вольф, 1. С. 105, 168, 170, 176; Вольф, 2. С. 103, 112, 201, 211; Вольф, 3. С. 9, 10, 12, 16, 41; Гнедич. С. 14–17, 21, 23, 25, 28, 30, 33, 34, 47; Некр.: ТиИ, 1909, No 3. С. 47–48; ЕИТ. 1909, Вып 6–7. С. 137–138; ИВ. 1914. No 2. С. 681–682; Голос минувшего. 1914. No 3. С. 321–323; Гриц Т.С. М.С. Щепкин: Летопись жизни и творчества. М., 1966 (ук.); Золотницкая Т.Д. Александра Ивановна Шуберт // ПКНО. 1994. С. 74–88; Артамонов М.Д. Моск. некрополь. М., 1995. С. 424; Сюжеты. С. 99–118. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3556.
Сергеева, Н. Шуберт А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 800-802.
Читать далее