Вернуться
"Дон Кихот", Чулков Г.И., де Сервантес Сааведра М., Сушкевич Б.М., 01.11.1933
"Дон Кихот", Чулков Г.И., де Сервантес Сааведра М., Сушкевич Б.М., 01.11.1933
Название спектакля
"Дон Кихот"
Дата премьеры
Автор произведения
Чулков Георгий Иванович - Автор пьесы (Автор инсценировки)
де Сервантес Сааведра Мигель - Автор пьесы
Площадка
Малая сцена в Пассаже (ул. Ракова, 19)
Время создания
Редакция спектакля
Этим спектаклем открылась Малая сцена в Пассаже
Создатели спектакля
Горин-Горяйнов Борис Анатольевич (Режиссер)
Григорьев Михаил Александрович (Художник-постановщик, художник по костюмам)
Гусев Пётр Андреевич (Балетмейстер)
Андреев Василий Яковлевич (Фехтмейстер)
Майман Зиновий Александрович (Дирижер)
Показать все (6)
История создания
В сезоне 1933/1934 гг. было сыграно 28 спектаклей на Малой сцене Госдрамы (ул. Ракова, 19 - ныне Театр имени В.Ф.Комиссаржевской). В фойе по случаю премьеры и открытия Малой сцены была выставка, организованная Ленинградским театральным музеем и Гос. публичной библиотекой им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, на тему " Дон Кихот" в литературе, изобразительном искусстве и театре". Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки за 1 ноября 2022 г.: 1 ноября 1933 года Ленинградский театр драмы открыл в помещении бывшего театра «Пассаж» Малую сцену спектаклем «Дон Кихот». В «Красной газете» было напечатано, что «для наиболее полного выявления творческих ресурсов труппы Госдрамы, малая сцена предполагает давать экспериментальные спектакли в плане разработки новых жанров и типов спектакля»*. Постановщик Борис Михайлович Сушкевич и режиссер Борис Анатольевич Горин-Горяйнов взяли пьесу Георгия Ивановича Чулкова по роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Для инсценировки драматург выбрал некоторые эпизоды из той части произведения, в которой действие разворачивалось в герцогском замке, как наиболее ярко раскрывающие личность Дон Кихота. Борис Сушкевич писал: «Дон Кихот смешен, как пережиток феодального прошлого. И, вместе с тем, образ его трагичен, ибо раскрывает перед нами трагическое одиночество мечтателя-идеалиста, социального утописта, поборника справедливости в смеющемся и издевающемся над ним мире». Специально к открытию Малой сцены и премьере спектакля была устроена выставка, организованная Ленинградским театральным музеем и Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дон Кихот в литературе, искусстве и театре». Театр выпустил брошюру известного литературоведа и театрального критика К. Н. Державина «Сервантес и Дон Кихот», где автор представил анализ романа, и, самое главное, анализ образа главного героя. В постановке участвовали замечательные и любимые зрителями артисты: М. Ф. Романов — Герцог Карлос де Борха, Т. А. Глебова — Герцогиня Мария-Луиса де Борха, Е. М. Вольф-Израэль — Альтисидора, Е. П. Карякина — Альдонса и Дульсинея, А. Н. Орлова — Эмеренсия. Роль Дон Кихота исполнил Яков Осипович Малютин, а Санчо Панса — Николай Константинович Вальяно. Вместо острого реализма, которые некоторые критики ждали от этого спектакля, «постановка перевела почти всё действие в иллюзорно-гротескный план», а взамен «полнокровных образов Сервантеса» зритель увидел «какие-то причудливые условные маски». Герцог, от которого привычно ждали образа жестокого деспота, был изображен «как придурковатый, но добродушный помещик, танцующий среди своих придворных», а Герцогиня — «доброй и простой женщиной». Трактовка образа главного действующего лица — Дон Кихота, сыгранного Малютиным — также показалась многим малоудачной: это был «не грандиозный безумец, а скорее убогий, клинический умалишенный». Но, что бесспорно отмечали все — это был яркий, «нарядный», очень живописный спектакль, оформленный талантливым художником Михаилом Александровичем Григорьевым. «По своим эстетическим пристрастиям "младший мирискусник" М. А. Григорьев (1899–1960) не понимал и не любил "измы" в театрально-декорационном искусстве. Его стихией была красочная повествовательность, замешанная на крепком растворе театральности», — писала о художнике Л. С. Овэс. Балетмейстером был приглашен Петр Андреевич Гусев, фехтмейстером — преподаватель фехтования Ленинградского театрального института и организатор первого в мире музея цирка и эстрады Василий Яковлевич Андреев.