В сезоне 1933/1934 гг. было сыграно 28 спектаклей на Малой сцене Госдрамы (ул. Ракова, 19 - ныне Театр имени В.Ф.Комиссаржевской). В фойе по случаю премьеры и открытия Малой сцены была выставка, организованная Ленинградским театральным музеем и Гос. публичной библиотекой им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, на тему " Дон Кихот" в литературе, изобразительном искусстве и театре".
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки за 1 ноября 2022 г.:
1 ноября 1933 года Ленинградский театр драмы открыл в помещении бывшего театра «Пассаж» Малую сцену спектаклем «Дон Кихот».
В «Красной газете» было напечатано, что «для наиболее полного выявления творческих ресурсов труппы Госдрамы, малая сцена предполагает давать экспериментальные спектакли в плане разработки новых жанров и типов спектакля»*.
Постановщик Борис Михайлович Сушкевич и режиссер Борис Анатольевич Горин-Горяйнов взяли пьесу Георгия Ивановича Чулкова по роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Для инсценировки драматург выбрал некоторые эпизоды из той части произведения, в которой действие разворачивалось в герцогском замке, как наиболее ярко раскрывающие личность Дон Кихота.
Борис Сушкевич писал: «Дон Кихот смешен, как пережиток феодального прошлого. И, вместе с тем, образ его трагичен, ибо раскрывает перед нами трагическое одиночество мечтателя-идеалиста, социального утописта, поборника справедливости в смеющемся и издевающемся над ним мире».
Специально к открытию Малой сцены и премьере спектакля была устроена выставка, организованная Ленинградским театральным музеем и Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дон Кихот в литературе, искусстве и театре». Театр выпустил брошюру известного литературоведа и театрального критика К. Н. Державина «Сервантес и Дон Кихот», где автор представил анализ романа, и, самое главное, анализ образа главного героя.
В постановке участвовали замечательные и любимые зрителями артисты: М. Ф. Романов — Герцог Карлос де Борха, Т. А. Глебова — Герцогиня Мария-Луиса де Борха, Е. М. Вольф-Израэль — Альтисидора, Е. П. Карякина — Альдонса и Дульсинея, А. Н. Орлова — Эмеренсия. Роль Дон Кихота исполнил Яков Осипович Малютин, а Санчо Панса — Николай Константинович Вальяно.
Вместо острого реализма, которые некоторые критики ждали от этого спектакля, «постановка перевела почти всё действие в иллюзорно-гротескный план», а взамен «полнокровных образов Сервантеса» зритель увидел «какие-то причудливые условные маски». Герцог, от которого привычно ждали образа жестокого деспота, был изображен «как придурковатый, но добродушный помещик, танцующий среди своих придворных», а Герцогиня — «доброй и простой женщиной». Трактовка образа главного действующего лица — Дон Кихота, сыгранного Малютиным — также показалась многим малоудачной: это был «не грандиозный безумец, а скорее убогий, клинический умалишенный».
Но, что бесспорно отмечали все — это был яркий, «нарядный», очень живописный спектакль, оформленный талантливым художником Михаилом Александровичем Григорьевым. «По своим эстетическим пристрастиям "младший мирискусник" М. А. Григорьев (1899–1960) не понимал и не любил "измы" в театрально-декорационном искусстве. Его стихией была красочная повествовательность, замешанная на крепком растворе театральности», — писала о художнике Л. С. Овэс.
Балетмейстером был приглашен Петр Андреевич Гусев, фехтмейстером — преподаватель фехтования Ленинградского театрального института и организатор первого в мире музея цирка и эстрады Василий Яковлевич Андреев.
Читать далее