В 1905 Сушкевич окончил классическую гимназию в Минске. Начал выступать в любительских спектаклях будучи гимназистом. Учился на историческом факультете Московского университета (не окончил). Был одним из лидеров университетского студенческого любительского кружка, где впервые встретился с Е.Б. Вахтанговым. В 1908 Сушкевич был принят по конкурсу в качестве сотрудника (вспомогательный состав) МХТ, позднее стал полноправным актером труппы. Играл в разное время различные роли: Хлеб («Синяя птица», с 1908), следователь («Братья Карамазовы», 1910), Гильденстерн («Гамлет», 1911) и др. В 1912–1933 Сушкевич был активным участником и членом правления (дирекции) Первой студии МХТ — МХАТ 2-го. Играл во многих спектаклях Студии: Капс («Гибель „Надежды”»), Роберт («Праздник мира»), чтец, Калеб, Текльтон («Сверчок на печи»), Стреттон, О’Нейль, Бир («Потоп»), Мортенсгорн («Росмерсхольм»), Персон («Эрик XIV»), Князев («Расточитель»), барон Вентимиль («Взятие Бастилии»), князь Валковский («Униженные и оскорбленные»). Помогал Вахтангову в пост. сп. «Праздник мира» (1913), «Потоп» (1915), «Эрик XIV» (1921). Самостоятельно поставил сп. «Сверчок на печи» (1914), «Двенадцатая ночь» (1917), «Король Лир» (1923), «Расточитель» (1924), «Дело» (1927), «Закат» (1928), «Человек, который смеется» (1929), «Светите, звезды» (1930), «Петр I» (1930, 1-я ред.,), «Тень освободителя» (1931) и др. После ухода из МХАТ 2-го 8 лет не выступал как актер, целиком сосредоточившись на постановочной и педагогической деятельности.
В 1919 Сушкевич поставил «Разбойников» в БДТ. В 1922–1923 временно заменял уехавшего на гастроли К.С. Станиславского в качестве руководителя Оперной студии при Большом театре. В 1924 в Новом театре (филиал Большого) поставил оперетты «Прекрасная Елена» и «Маскотта», в 1927 в Театре Сатиры — «Ночь перед рождеством».
С 1923 преподавал в ГИТИСе. Из своих учеников создал коллектив, выступавший в районном Замоскворецком театре, где в 1924–1926 поставил сп. «Плоды просвещения», «Герой», «Смерть Тарелкина». После распада коллектива мн. его участники влились в труппу МХАТ 2-го.
В 1933–1936 Сушкевич был директором и художественным руководителем АТ, выдвинув в качестве основных задач выработку единого художественного метода коллектива, воспитание молодых актеров и режиссеров, создание нового репертуара для осн. и созданной им в «Пассаже» Малой сцены, где предполагалось ставить экспериментальные спектакли с участием молодежи. Отчасти эти вопросы Сушкевичу удалось решить в таких его пост., как «Враги» (1933), «Суд» (1933), «Борис Годунов» (1934), «Столпы общества» (1934), «Платон Кречет» (1935), «Ревизор» (1936), «Петр I» (2 и 3 ред., 1935 и 1938). Уже о 2-й постановке Сушкевича в АТ («Суд») А.А. Гвоздев писал: «Новый художественный руководитель сумел добиться яркости и стройности ансамбля. Стремление к стилистическому единству, правда не доведенное до конца, кажется нам делом значительным» (Красная газ. 1933. 8 апр.). «Борис Годунов», прежде почти не имевший сценической истории в драматическом театре, был воспринят современниками как политическая трагедия, монументальный спектакль с чертами натурализма. В связи с постановкой 2-й ред. «Петра I» биограф Сушкевича констатировал: «Режиссер теперь отказывается от обостренной театральности... Он стремится передать историческую эпоху через реалистические образы, по возможности впечатляющие и простые». Обобщенному толкованию реалистической образности Сушкевича не всегда соответствовал исполнительский метод актеров, игравших «по-своему очень ярко и сильно, но преимущественно в бытовом плане» (Березарк И.Б. Борис Сушкевич. Л., 1967. С. 128). Мнение это подтверждено и отзывом А.И. Пиотровского: «Театр и режиссер Сушкевич оказались стесненными той домашностью, той бытовой конкретностью, которая несомненно наличествует в пьесе... Но в том-то и дело, что эта домашность в пьесе Толстого — только прием, отнюдь не снимающий эпопейного, монументального разворота темы» (РиТ. 1935. No 11. С. 11). О «реалистической скупости» и «предельном самоограничении» «Петра I» в постановке Сушкевича писал и С.Л. Цимбал, отмечавший при этом, что «труппа театра начинает разговаривать единым сценическим языком» (Комсомольская правда. 1934. 2 июня). В постановке Сушкевичем 3-го варианта «Петра I» в 1938 подчеркивалась «патриотическая тема», а спектакль в целом был «патетичен, внешне пафосен, во многом приобрел романтические черты» (Березарк И.Б. Борис Сушкевич. С. 131). В период работы Сушкевича в АТ сложилась одна из сквозных тем его режиссуры: взаимоотношения народа и власти. В академической постановке «Ревизора» обращали на себя внимание отдельные интересные актерские работы, в первую очередь Б.А. Бабочкина — Хлестакова и Н.К. Черкасова — Осипа. «Глубоко эмоциональной, по-своему лиричной» была сценическая интерпретация Сушкевичем современной пьесы «Платон Кречет» (Березарк И.Б. Борис Сушкевич. С. 132). Сушкевич привлек в АТ талантливого режиссера В.П. Кожича, а Н.П. Акимов осуществил здесь свою первую постановку советской пьесы («Гибель эскадры», 1935). Под руководством Сушкевича вырастали и даровитые режиссеры из актеров АТ, такие, как Бабочкин, Н.С. Рашевская. Сушкевич способствовал выдвижению актеров Н.К. Симонова, Н.К. Черкасова, А.Ф. Борисова, В.И. Честнокова и других. За время руководства Сушкевича на двух сценах АТ в общей сложности было осуществлено 27 новых постановок.
В 1937–1946 Сушкевич был художественным руководителем Нового театра (Ленсовета), куда в 1937 влилась группа его учеников по Центральному театральному училищу. В Новом театре, выступая и как актер, Сушкевич поставил спектакли: «Дети Ванюшина» (1937), «Беспокойная старость» (1937), «Скупой» (1938), «Половчанские сады» (1939), «Иванов» (1941), «Фельдмаршал Кутузов» (1941, Сушкевич в роли Кутузова), «Профессор Мамлок» (1942, Сушкевич в роли Мамлока), «Русские люди» (1942), «Фронт» (1942), «Надежда Дурова» (1943, Сушкевич в роли Кутузова) и др. Самой значительной работой Сушкевича в Новом театре стала постановка спектакля «Перед заходом солнца» и исполнение им главной роли Матиаса Клаузена (1940, первая постановка пьесы в СССР). «Образ огромной трагической силы создает он на материале Клаузена. Это своеобразный сегодняшний Лир, это призрак великого Гете, возникающий в развалинах европейского гуманизма. <...> Сушкевич изумил и победил всех» (Искусство и жизнь. 1940. No 11. С. 27. — Ф. Никитин). В Новом театре Сушкевичу удалась задача художественного сплочения коллектива, составленного из представителей различных театральных школ. В 1940–1945 под руководством Сушкевича театр работал на Дальнем Востоке, на Урале, в освобожденной от фашистов Риге. Последней актерской работой Сушкевича стала роль Фамусова в «Горе от ума» в постановке Н.Н. Бромлей (1943). Последняя законченная режиссерская работа Сушкевича — спектакль «Наш корреспондент» (1943).
В 1931–1941 Сушкевич преподавал в Центральном театральном училище (профессор), а с 1936, став его директором, активно способствовал сплочению разрозненных творческих мастерских, выработке единой программы обучения и преобразованию училища в Ленинградский государственный театральный институт (1939).
В 1914–1918 Cушкевич работал в кино как режиссер и актер.
Соч.: Борис Михайлович Сушкевич: [Автобиогр.] // Актеры и режиссеры. М., 1928. С. 113–116; Семь моментов работы над ролью. Л., 1933; Слово директору Ленингр. Гос. Театра драмы Б.М. Сушкевичу // РиТ. 1933. No 2. С. 16; Молодость в театре // РиТ. 1937. No 11. С. 42–43; В едином принципе // Театр. 1938. No 3. С. 73–74; Лицо театра // Иск- во и жизнь. 1940. No 8. С. 8–9; Осн. моменты воспитания актера // Зап. Ленингр. театр. ин-та. Л.; М., 1941. С. 8–21.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); СПбГАТИ СИ (ук.); Золотницкий Д. Студийная миссия Б.М. Сушкевича // Ленингр. гос. акад. театр им. Ленсовета, 1933–1983. Л., 1984. С. 25–38; МХАТ Второй (ук.); Сюжеты, 2. С. 477–523.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка Б.М. Сушкевича).
Кириллов, А. Сушкевич Б.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 707-708.
Читать далее