Вернуться
Орлова Александра Николаевна, ученица Студии Акдрамы, артистка, зав. режиссёрским управлением
Орлова Александра Николаевна, ученица Студии Акдрамы, артистка, зав. режиссёрским управлением
Персоналия
Орлова Александра Николаевна
Годы жизни
03(16).05.1908, Петербург - 19.12.1986, Ленинград
Вид деятельности
Ученица Студии Акдрамы, артистка, зав. режиссёрским управлением
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1956)
Период работы в театре
1925 — 1940, 1941 — 19.12.1986
Биография
Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За трудовое отличие» (1982). Дочь потомственного почетного гражданина, артиста оркестра Мариинского театра Николая Николаевича Орлова. 1-й муж — артист АТ К.Н. Козловский. 2-й — артист АТ М.Н. Дубянский. Училась в Студии АТ (1925–1929, класс Н.В. Петрова). Во время учебы была занята в сп. текущего репертуара, в т.ч. в сп. «Конец Криворыльска», сыграла роли: Аглая («Рельсы гудят»), Касуга Цубонэ и 2-я девушка («Ода Набунага») и др. С 1929 — сверхштатная артистка производственной мастерской АТ, с 1932 — в основной труппе. В 1930-е проявила себя как комедийная актриса: Жоржетта («Соломенная шляпка»), Фаншетта («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Марианна («Тартюф»). Позже наряду с комедийными ролями — Марья Антоновна («Ревизор»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше») — в репертуар Орловой вошли драматические роли — Полина («Мачеха»), Аня («Как закалялась сталь»), Лидочка («Свадьба Кречинского»). Среди возрастных ролей Орловой — унтер-офицерша («Ревизор»), вдова Пелагея Зыбкина («Правда — хорошо, а счастье лучше»), служанка Маргарита («Мачеха»), Крылатая («Калиновая роща»). Орлова играла эпизодические и выходные роли — Весёлкина («Варвары»), цыганка Катя («Живой труп»), старая женщина («Оптимистическая трагедия»), женщина с узлом («Гражданин Франции»). В период коллективизации (1929–1930) Орлова вместе с однокурсниками участвовала в выездных концертных бригадах, выступая по деревням Псковской, Гдовской и Мурманской областей, в 1931 принимала участие в выступлениях для тружеников Турксиба. В 1942 стала одним из организаторов Фронтового филиала АТ, в котором работала до конца Великой Отечественной войны как актриса и политрук, выступила более чем в 300 спектаклях и концертах перед бойцами Первого Прибалтийского, Карельского и Ленинградского фронтов, моряками Северного и бойцами ВВС Балтийского флотов. В 1954–1956 выезжала в составе актерских бригад для обслуживания жителей целинных земель. С 1960 заведовала режиссерским управлением, в 1985 была переведена на должность режиссера-ассистента. Соч.: Волнующая встреча // Моск. комсомолец. 1940. 11 мая. С. 1; Наша помощь самодеятельности // Веч. Ленинград. 1955. 21 февр. С. 3. Лит.: Репертуар АТ (ук.); А.Н. Орлова // Сов. культура. 1956. 6 сент. С. 1. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 387. Л. 4; Д. 923. Л. 22 об.; Д. 1064. Л. 3; АТ (Л. д. А.Н. Орловой). Миронова, В. Орлова А.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 525-526.