Отец, Михаил Александрович Вольф-Израэль (1866, Витебск — 1934, Киев), — скрипач оркестра императорских театров, затем оркестра Киевского театра оперы и балета; мать, Анна Гейдеман (по матери Великосельская) (1879, Витебск — 1949, Ленинград), «из дворян». В 1914 вышла замуж за Георгия Ивановича Дукт-Дуншинского, офицера, с которым разошлась в 1916. Жена артиста АТ А.П. Хованского, затем артиста АТ Л.С. Вивьена (с 1924).
Окончила 7 классов частной гимназии (1904–1911). С 1911 по 1914 училась на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс Ю.М. Юрьева). С 1916 работала в Летнем театре Стрельны, Интимном театре (1916–1917), «Кривом зеркале» (1917–1918). В 1918 выступала в антрепризе Никулина, а в конце года уехала в Воронеж. В 1919–1922 — актриса БДТ (Мария в «Двенадцатой ночи», Дездемона в «Отелло», Тиль-Тиль в «Синей птице»). В 1922–1923 — актриса антреприз Н.Н. Соловцова в Киеве и Н.Н. Синельникова в Харькове.
Обладала выгодной для сцены внешностью — огромные выразительные голубые глаза, правильные черты лица, стройная и грациозная фигура. Занимали Вольф-Израэль в лирико-комедийных и острохарактерных ролях. Среди них: Нина («Маскарад», с 1932, возобновление, 2-я и 3-я ред., в концертном исполнении — Новосибирск, 1942), Римма («Яд»), Валентина («Страх»), Марго («Глубокая разведка»), мадам Буткевич («Незабываемый 1919-й»), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра»), Элиза Дулитл («Пигмалион»), Алиса («Глубокие корни»), Роз Григгс («Осенний сад»), Сэди Томсон («Ливень») и др. Актрисе, наряду с сатирическим заострением, свойственны тонкость, изящество формы, чувство ритма. Ее Нина в «Маскараде» — «страстная и любящая натура» (Сов. иск-во. 1940. 14 мая. С. 2. — А. Гурвич). Критики выделяли сцену смерти героини, ее отчаяние, желание жить, для этих чувств актриса нашла тонкие, поэтичные краски. По манере являлась продолжательницей традиций М.Г. Савиной. Играя Аркадину в «Чайке», искала для нее оправданий, избегала прямолинейной сатиры.
Другие роли: Мабль Чилтерн («Идеальный муж»), Сюзанна де Вильер («В царстве скуки»), Маргарет («Скандалисты»), Миррина («Лисистрата»), Иоанна («Святая Иоанна»), Диди («Общество почетных звонарей»), Клара Залькович («Иван Каляев»), Дездемона («Отелло»), Полина («Доходное место»), Великая княгиня Елизавета Алексеевна («Павел I»), Бетси («Плоды просвещения»), Эльмира («Тартюф»), Жозефина Бонапарт («Нашествие Наполеона»), Мария Шапига («Девушки нашей страны»), Альсисидора («Дон Кихот»), Маня («Чужой ребенок»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Сюзанна («Женитьба Фигаро»), Донья Рафаэль («Фландрия»), Лисена, она же Инеса («Ночь в Толедо»), Королева Анна («Стакан воды»), Леди Тизл («Школа злословия»), Вера Алексеевна Стессель («Порт-Артур»), Глафира («Волки и овцы»), Лиа («Делец»), Гурмыжская («Лес»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Мацкин А. «Маскарад» // ЛГ. 1939. 26 янв. С. 5; Демидов К. «Маскарад» // Правда. 1940. 12 мая. С. 6; Мейерхольд репетирует. Т. 2. Спектакли 30-х годов. М., 1993 (ук.); Петрова Е. Александринка требует гармонии // Час пик. 1996. 14 февр.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 412; СПбГМТиМИ. Ф. 237.
Горфункель, Е., Исмагулова, Т. Вольф-Израэль Е.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 179-180.
Читать далее