Награжден орденом Ленина (1960)
Находился на службе в Красной армии (1919–1921), затем руководил самодеятельными кружками и студиями. В 1920 окончил драматические курсы и вошел в труппу театра Петроградского Укрепрайона, позднее Петроградского военного округа. В декабре 1921 организовал театр при Народном доме в с. Рождествено под Петроградом и до июня 1923 работал в нем, сам ставил спектакли. С 1923 по 1924 играл в петроградском театре Пролеткульта Новая драма, куда был приглашен по рекомендации А.А. Мгеброва. Окончил в 1925 Студию АТ. На сцене АТ дебютировал в сезоне 1922/23 будучи учеником Студии в роли виконта де Наньяка («Идеальный муж»).
По завершении учебы выступал как артист Театра-студии, роли: лорд Серстон («Авантюрист»), Губберд, Феликс Добельман («Волчьи души»), господин («Святая Иоанна»), офицер («Живой труп»), Аполлодор («Цезарь и Клеопатра»), Ленток («Когда спящий проснется»), Г. N. («Горе от ума»), Фредди («Пигмалион»), граф («Полубарские затеи», сп. Театра-студии). 1-й ролью актера труппы, сыгранной в 1925, был Редендорф («Яд»).
К основным его работам в АТ относились: наследный принц («Скипетр»), Севастьянов («Конец Криворыльска»), Лудовико («Отелло»), Платон Зубов («Павел I»), Молчалин («Горе от ума»), Геннадий Аркадьевич Стрижаков («Огненный мост»), Горский («Чудак»), Сен-Жюст («Робеспьер»), Цеховой («Страх»), князь Звездич («Маскарад»), Карлос де Борха («Дон Кихот»).
Рецензенты считали Романова «молодым актером с большим будущим» (ЖИ. 1926. № 20. С. 18. — Х.Х. [Х.Н. Херсонский]). Главные достоинства видели в свойственных ему простоте, естественности и легкости. В спектаклях «Конец Криворыльска» и «Огненный мост» Романов был дублером И.Н. Певцова, вскоре премьер уступил ему свои роли.
В 1935 на съемках фильма «Дети капитана Гранта» познакомился с актрисой М.П. Стрелковой, женился на ней и переехал на Украину. С 1936 актер, в 1953–1959 художественный руководитель Киевского русского драматического театра.
Среди основных ролей: Федор Протасов («Живой труп»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Войницкий («Дядя Ваня»), Звездич («Маскарад»), Окаемов («Машенька»), Телегин («Хождение по мукам»), Несчастливцев («Лес»), Тригорин («Чайка»).
В 1954–1962 поставил спектакли: «Дочь прокурора», «Годы странствий», «Деньги» (совм. с Ю.С. Лавровым), «Огненный мост» (совм. с Н.А. Соколовым), «В поисках радости», «Машенька», «Дядя Ваня», «Лес». Как чтец выступал на радио и на телевидении.
С 1924 снимался в кино: «Дети капитана Гранта» (1936, Джон Мангльс), «Подвиг разведчика» (1947, Эрих фон Руммельсбург), «Голубые дороги» (1947, мичман Береженко), «Третий удар» (1948, Антонов, генерал армии), «Иван Франко» (1956, Михаил Коцюбинский), «Поэма о море» (1958, писатель) и др.
Его творчеству посвящен научно-популярный фильм «Михаил Романов» (1962). Б.А. Львов-Анохин писал: «Романов умеет передать на сцене ощущение внутреннего такта, чуткости, деликатности, черты подлинной интеллигентности, красоты человеческой „воспитанности“ в настоящем, чеховском понимании этого слова. Он умеет играть „хороших“ людей. Это редкое и драгоценное умение» (Театр. 1956. № 2. С. 98, 104).
Другие роли в АТ: Беллак («В царстве скуки»), Антон («Бархат и лохмотья»), князь Платон («Холопы»), сержант О’Хара («Ливень» («Сэди Томсон»)), Золоторев («Рельсы гудят»), Петрищев («Плоды просвещения»), Гарри («Делец»), Ляцкий («Высоты»), Конрад («Отцы и дети»), Валер («Тартюф»), Даймонд Люи («Сенсация»), Кооптица («Диктатура»), режиссер («Нашествие Наполеона»), Гильмар Теннесен («Столпы общества»), Сила («Ваграмова ночь»), Меншиков («Петр I»).
Соч: Я верю в театр! // Огонек. 1960. № 50. С. 25.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Бернацкая Р. Михаил Федорович Романов. Киев, 1960; Золотницкий. Акад. театры… (ук.); Сюжеты, 2. С. 426.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 417. Л. 59, 112; Д. 494. Л. 70; Д. 497. Л. 10; Д. 661. Лл. 1, 13, 14, 23, 24; Оп. 3. Д. 2936; АТ (Личная учетная карточка; Личный листок по учету кадров М. Ф. Романова).
Сбоева, С. Романов М.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 601-602.
Читать далее