Вернуться
"Павел I", Мережковский Д.С., Певцов И.Н., 09.03.1928
"Павел I", Мережковский Д.С., Певцов И.Н., 09.03.1928
Название спектакля
Дата премьеры
Автор произведения
Мережковский Дмитрий Сергеевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Спектакль поставлен к 25-летнему юбилею сценической деятельности И.Н. Певцова
История создания
Спектакль прошел 17 раз в сезоне 1927/1928 гг. Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. 9 марта 2023 г.: 9 марта 1928 года в Ленинградском театре драмы праздновали 25-летие артистической деятельности актера, режиссера и педагога Иллариона Николаевича Певцова и присвоение ему почетного звания заслуженного артиста республики. В этот день состоялась премьера спектакля "Павел I" по пьесе Д. Мережковского. Почти десять лет назад Илларион Николаевич играл Павла I на сцене Московского драматического театра, а теперь выступил не только исполнителем заглавной роли, но и режиссером спектакля. Работа над каждой ролью была связана у Певцова с полным погружением в образ, а если это был реальный персонаж, то и с изучением исторического периода. «…Мы сидим на одной из скамеек Марсова поля, смотрим на Инженерный замок, а Илларион Николаевич, чуть заикаясь, рассказывает… как изучал павловскую эпоху, вживался в драму этого страшного царя, как нашел к нему ключ… Голубые июльские сумерки плывут над площадью. А он рассказывает о морозной зиме Петербурга… об обмороженных, падающих из строя на ходу муштруемых солдатах на плацу; о том, как всего боящийся царь жил в этом красном замке…», — вспоминал Н. Костарев*. Пьесу Д. Мережковского советские критики называли путаной и псевдоисторической. Всем было понятно, что выбрана она была Госдрамой к юбилею для того, чтобы показать уникальное актерское мастерство Певцова. Среди героических, проблемных и остросоциальных пьес «Павел I» выглядел крайне неуместным, и всего было показано 17 спектаклей с марта по июнь 1928 года. Как утверждала газета «Жизнь искусства» от 20 марта 1928: «…И с восхищением следя за четким и точным переходом актера из одного психологического, почти патологического аффекта в другой, за волнующими интонациями его характерного голоса и выразительнейшим лицом, ни на минуту не освобождаешься от мысли, что много радостнее и значительнее была бы встреча с этим актером на более ярком, более нашем и крупном спектакле»