Вернуться
Певцов Илларион Николаевич, артист, театральный педагог
Певцов Илларион Николаевич, артист, театральный педагог
Персоналия
Певцов Илларион Николаевич
Годы жизни
25.11 (07.12).1879, Антополь Гродненской губ. - 25.10.1934, Ленинград, похоронен в некрополе мастеров искусств АНЛ
Вид деятельности
Артист, театральный педагог
Звание
Народный артист РСФСР (1932)
Период работы в театре
Биография
Был женат на актрисе АТ Е.Т. Жихаревой. Дочери — актрисы АТ Н.И. Певцова и Т.И. Певцова. Сын ж.-д. служащего. В 1889–1899 учился в Виленском и Паневежском реальных училищах, в 1889–1902 — в Музыкально-драматическом училище московского Филармонического общества. По окончании училища сменил немало театров и антреприз. В 1902–1905 служил в Товариществе новой драмы у Мейерхольда (Херсон, Тифлис), в 1905 — в Студии на Поварской в Москве, в 1906–1908 организовал в Костроме труппу под названием Товарищество новой драмы. В 1909–1915 работал во многих провинциальных коллективах (в т. ч. и у Н.Н. Синельникова в Харькове). В 1915–1920 служил в Московском драматическом театре. В 1920–1922 руководил студией «Молодые мастера». В 1922 после недолгого пребывания в МХАТ перешел в Первую студию МХАТ, где проработал до 1924. В АТ Певцов пришел прославленным актером. За его плечами были такие выдающиеся роли, как Федя Протасов («Живой труп»), Тот («Тот, кто получает пощечины»), Побяржин («Вера Мирцева»), профессор Сторицын («Профессор Сторицын»), Павел I («Павел I»), Тарелкин («Смерть Тарелкина»), Фредриксон («У жизни в лапах»), король Лир, Князев («Расточитель»). В АТ он повторил эти роли, одновременно включаясь в новый советский репертуар. Певцов более всего преуспевал в воплощении крупных, неординарных характеров. Наиболее точно сказал о них П.А. Марков: «Герои Певцова не сливались со своей средой. Они были в одиночестве. Они не верили в жизнь, в особенности в окружающую их ежедневную будничную жизнь» (О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 2. С. 276). Певцов рисовал своих героев крупными, яркими мазками. Он был «точен и конкретен, даже несколько напорист, может быть вследствие того, что ему с трудом приходилось преодолевать на сцене заикание» (Там же. С. 275). Вместе с тем исключительная техника позволяла Певцову передавать всю гамму переживаний героев, выявлять их сложную психологию. Его саркастический, беспощадный Тот с торжеством издевался над людьми из брошенного им мира и одновременно нежно любил Консуэллу, сознавая, что его любовь жалка и напрасна. В Павле I для актера главным было не сумасшествие царя, но его душевная надломленность, которая проявлялась в нарочитом паясничанье, в резких жестах, в спешке, с которой он выкрикивал слова. В Тарелкине Певцов играл трагического шута, исполненного сатанинской злобы и сарказма. Неудачи крупного мастера столь же показательны, как и его успехи. В психологически понятом Лире (1923) снижалась трагедийность шекспировского героя. Образ Городничего в «Ревизоре» (1924) не терпел ни «остранения», ни мучительства, которые придавал ему Певцов. На сцене АТ Пнацов появился в роли Феди Протасова и сразу же покорил зрителей. Среди новых ролей Певцова — Пушкин («Пушкин и Дантес», 1926). В слабой, иллюстративной пьесе актер старался преодолеть плакатность центрального образа. Он изучил все источники, пытался сделать Пушкина живым и многогранным. В образе Робеспьера («Робеспьер», 1931) Певцов, в сущности, повторял уже найденное, сыгранное. Его герой был неврастеничен и издерган, в «стиле Павла I» (РиТ. 1931. № 5. С. 7. — С. Мокульский). Певцов старался войти в новую советскую пьесу, играть в ней положительных персонажей. Он, по собственным словам, хотел изжить в себе злодея. Но поверхностные положительные образы удавались ему плохо, хотя и для них Певцов искал яркие портретные черты, например, в Красильникове («Штиль», 1927). Среди отрицательных выделялся его Севастьянов («Конец Криворыльска», 1926). «Из путаной и плоской роли белогвардейского авантюриста он построил почти классический по скупой значительности жеста и слова образ негодяя, образ опустившегося человека» (Красная газ., веч. вып. 1926. 3 дек. — А. Пиотровский). Его Отелло, как ранее и король Лир, был упрощен, психологически снижен по сравнению с масштабом шекспировского образа. Когда Певцов находил в современном репертуаре достойный материал, его талант расцветал по-прежнему. Так случилось в «Страхе» (1931), где он сыграл профессора Бородина. Была даже опасность (и это чувствовал режиссер Н.В. Петров), что со своим напором Певцов победит в диспуте оппонентку — большевичку Клару Спасову. Но этого не произошло не только благодаря игре Е.П. Корчагиной-Александровской, но и вследствие того, что Певцов нашел в образе Бородина ту меру, которая позволила ему соединить пафос кабинетного ученого, убежденного в своих идеях, в т. ч. и той, что всеми действиями человека движет страх, и наивную близорукость мыслителя, оторванного от жизни. Он бывал временами комедиен. Даже на кафедре во время выступления его Бородин был радостно наивен, он не ожидал противостояния, а получив отпор, вдруг терялся и начинал понимать, что работа его напрасная, бесплодная и пустая. В 1926–1927 Певцов вел класс актерского мастерства в Студии АТ. С 1916 снимался в кино: в экранизациях пьес «Тот, кто получает пощечины» (Тот) и «Не убий» (Калабухов). Его кинематографической вершиной был образ белогвардейца полковника Бороздина в фильме «Чапаев» (1934). Умер Певцов от малярии, заразившись на Памире во время съемок фильма «Лунный камень» (геолог Попов). Другие роли в АТ: Крутицкий («Не было ни гроша, на вдруг алтын»), Чугунов («Волки и овцы»), Незалесов («Бронепоезд»), Вышневский («Доходное место»), Телесфор Эдмундович («Рель сы гудят»), Пацюк («Шахтер»), Геннадий («Огненный мост»), Путнин («Ярость»), Ухтомский («1905 год»), Клаус Маурер («Суд»), Неизвестный («Маскарад»), Берник («Столпы общества»). Соч.: Страницы автобиографии. Беседа об актере. Письма. Из записных книжек // Илларион Николаевич Певцов: Лит.-театр. наследие. Восп. о Певцове. М., 1978. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Илларион Николаевич Певцов, 1879– 1934: Сб. Л., 1935; Цимбал С.Л. Творческая судьба Певцова. Л.; М., 1957; Сюжеты, 2. С. 263–283. Данилова, Л. Певцов И.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 545.