Награжден орденами «Знак Почета» (1939), Трудового Красного Знамени (1944, за исполнение роли Ивана Горлова в фильме «Фронт»). Лауреат Сталинских премий (1947, 1951).
Студент Технологического института Жуковский начал выступать на сцене в 1917 как статист петроградского театра Музыкальной драмы, Театра К.Н. Незлобина и с 1919 сотрудник БДТ. Спустя 30 лет С.Д. Дрейден писал: «Он славился среди товарищей умением искусно имитировать других актеров» и на репетиции в БДТ воспроизвел декламационные приемы Ю.М. Юрьева. Знаменитый актер оценил его «способности, голос, темперамент, юмор» и дал совет — учиться (Веч. Ленинград. 1949. 23 янв. С. 3).
Жуковский поступил в Школу русской драмы. Но учеба длилась недолго. Он пошел на фронт, был ранен в бою под Петроградом, работал в красноармейской труппе и лишь через 2 года вернулся в Школу. В период учебы был занят в массовых сценах сп. текущего репертуара «Звезда», «Монарх», «Заговор Фиеско», «Старый Гейдельберг» и др. После ее окончания в 1923 (класс П.И. Лешкова) был принят в труппу АТ, с которым связал весь свой творческий путь.
«По ролям, сыгранным Жуковским, можно составить своеобразную историю развития советской драматургии… — считал Дрейден. — В то же время творческая биография Жуковского служит… примером того, как неустанная работа актера октябрьского поколения над образами своих современников одухотворяет и оттачивает его дарование». Актер «с привлекательной сочностью красок, с лукавым и задорным юмором играл председателя колхоза Чеснока („В степях Украины“)», не боялся «остроты и смелости комедийных положений… Активное, непосредственно страстное отношение к судьбе своего героя Жуковский в равной мере умеет передавать и воплощая образы друзей, и обличая врага» (Там же).
Выступать в АТ Жуковский начал с небольших ролей в постановках классики и современной зарубежной драмы. Среди них: Манассе Вандерстратен («Уриэль Акоста»), Фиппс («Идеальный муж»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Арбас («Сарданапал»), Эрнст Лахман («Михаэль Крамер»), Велигласный («Смерть Пазухина»), капеллан де Стогэмбер («Святая Иоанна»), Афремов («Живой труп»), Альфред Дулитл («Пигмалион»), пастух Лайя («Царь Эдип»). Включился в работу над спектаклями по первым советским пьесам: в 1923 играл эпизодическую роль капитана Зиперля («Канцлер и слесарь»), в сезоне 1925/26 — Валериана («Мандат»), защитника («Иван Каляев»), Мигаева («Пугачевщина»).
Этапной для Жуковского стала роль революционера-подпольщика Пеклеванова («Бронепоезд», 1927). «Жуковский наполнил скупые рамки авторского очерка такой искренней, простой убежденностью, что фигура… Пеклеванова зажила полной жизнью. Подкупающая цельность и четкость интонаций, вдумчивая правдивость и простота жеста, конструктивность всего образа, слагающегося из немногих бытовых деталей, — все это на редкость удачно, искренне и, главное — убежденно и убеждающе сделано» (ЖИ. 1927. № 46. С. 11. — А. Гвоздев).
Со временем актер, отличавшийся ярким темпераментом и острой сценической формой, создал галерею образов современников: Путнин («Ярость»), Аркадий («Платон Кречет»), Расстегин («На берегу Невы»), генерал Горлов («Фронт»), военфельдшер Глоба («Русские люди»), Фаюнин («Нашествие»), капитан Харитонов («За тех, кто в море!»), генерал Кривенко («Победители»), вожак анархистов («Оптимистическая трагедия»). К списку работ Ж. в классическом и новом репертуаре добавились такие разные роли, как мадам Пернель («Тартюф»), Петрович («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Дон Луи («Дон Жуан»), Вышневский («Доходное место»), Михаил Скроботов («Враги»), Родриго («Отелло»), сэр Тоби («Двенадцатая ночь»), адмирал Макаров («Порт-Артур»).
С 1920 снимался в кино, в основном в характерных ролях второго плана: лесник («Великий гражданин», 1938–1939), адвокат («Выборгская сторона», 1939), Иван Горлов («Фронт», 1943), Иван Кузьмич («Званый ужин», 1953) и др. Сыграл более 20 ролей.
С 1922 ставил спектакли в Витебске, Петрозаводске, других провинциальных городах.
Режиссерские работы в АТ: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1930, возобновление пост. Е.П. Карпова), «Девушки нашей страны» (1933), «Гибель эскадры» (1935).
Занимался педагогикой. С 1922 по 1928 — в студии Н.Н. Ходотова. С 1924 по 1963 преподавал в ИСИ — ЛГИТМиКе. Был профессором (1944) кафедры основ мастерства актера.
Соч.: Любимые роли // Труд. 1947. 1 янв. С. 3; К выпуску нац. тувинской студии // Сц. педагогика. Нац. студии ЛГИТМиК. Л., 1988. С. 37–42.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Гвоздев А. Горький в Ленгосдраме. «Враги» в пост. Б. Сушкевича // Сов. иск-во. 1933. 20 окт. С. 3; Пиотровский А. «Платон Кречет» // Красная газ., веч. вып. 1935. 17 нояб.; Малюгин Л. Петроград семнадцатого года. «На берегу Невы» в Ленингр. театре драмы им. А. С. Пушкина // Театр. 1937. № 9. С. 39– 43; Цимбал С. За тех, кто в море! Ленингр. театр им. Пушкина // Театр. 1946. № 5–6. С. 27–30; Борисов А. Восемь встреч // ТЖ. 1973. № 1. С. 28.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 24-к. Т. 3. № 16; РО б-ки СТД СПб. Инв. № 706- М (Биография и л. д. Б.Е. Жуковского); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 264. Л. 7; Д. 417. Л. 59; Д. 661. Л. 23; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 108; Д. 10. Л. 264, 275, 302 об., 317, 359; Д. 28. Л. 14, 28, 148; Д. 30. Л. 87; Д. 35. Л. 18 об., 68, 90, 188; Д. 38. Л. 45; Д. 40. Л. 7.
Сбоева, С. Жуковский Б.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 292.
Читать далее